назад ]

История Армянской Апостольской церкви


Традиция считает, что христианство в Армению принесли апостолы Фаддей и Варфоломей (отсюда название - Апостольская). Задокументированное распространение христианства среди армян начинается с деятельности Григория Просветителя. Его проповедь привела к принятию христианства армянским царем Тиридатом. Признанной датой этого события считается 301 г. (исторически более достоверна дата 314 года). Григорий стал епископом-католикосом и главой армянской церкви. Все языческие святилища были закрыты или переделаны в церкви, их владения переданы христианскому духовенству, возникли многочисленные монастыри. Пост католикоса стал наследственным в роду Григория Просветителя. Богослужение в течении всего IV века велось на сирийском и затрудняло миссионерскую деятельность. В 396 г. Месроп Маштоц создал армянский алфавит (который с тех пор остался неизменным), что позволило в следующем веке перевести на армянский не только Библию (в 406 году), но и много других литературных произведений. Таким образом, церковь стала поистине народной и помогла впоследствии армянам сохранить себя в качестве национальной общины. В 451 году армянская церковь не участвовала в рботе Вселенского Собора в Халкидоне, а в следующем 452 престол католикоса был перенесен из Эчмиадзина в Двин. В то время Армянская церковь была занята борьбой с зороастризмом (который пыталясь насадить соседняя Персия) и не следила за христологическими спорами в Византии.

В 506 г. состоялся церковный собор в Двине, который не признал решения Халкидонского Вселенского Собора, таким образом Армянская церковь порывала с Византийской. В 992 престол вновь был перенесен - из Двина в Ани. И далее престол Католикоса всех армян передвигался вслед за столицей армянского государства (если оно существовало). В 551 году был образован самостоятельный Албанский (Агванкский) католикосат. Попытка объединить церкви имперских окраин (Армянскую, Коптскую, Сирийскую) с государственной, в Византии в начале VII века на первый план выдвинула монофелитское вероучение. В 631/2 году в Карине был созван Собор, на котором византийский император, армянский Католикос Езр и их последователи пришли к соглашению, которое, однако, так и не объединило две церкви. Попытки объединения предпринимались также в 654, 728 годах, середине IX века. После падения Армении в 11 веке многие армяне переехали в Малую Азию (Киликию), где было основано новое сильное армянское государство, туда же переместился и престол католикоса. Киликийское государство оказывало активную помощь крестоносцам в Палестине, а армянская церковь активизировала контакты с церковью католической. В 1117 году выделился самостоятельный Архтамарский католикосат.

В 1198 году между Армянской и Римской цервями была заключено соглашение (иногда трактуемое как уния; причины заключения соглашения были политические и на религиозную жизнь армян оно сперва влияло мало). В 1243 году с участием духовенства Киликии состоялся II Сисский Собор, который утвердил 24 упорядочивающих канона, в основном о быте верующих. В 1246 году эти каноны вместе с Энцикликой Католикоса, в которой предлагалось принять помазание больных елеем (согласно католическому обычаю), были отправлены в Восточную Армению для утверждения. В 1251 году был созван III Сисский Собор, обсудивший вопрос филиокве (нисхождения Св.Духа и от Сына), однако никакого решения он не принял. Престол Католикоса всех армян пребывал с городе Сисе с 1293 по 1441. В 1307 году был созван VII Сисский Собор, на котором большинство епископов признали многие латинские требования (признание семи Вселенских соборов, подмешивание воды в Чашу, западную христологию и т.п.). Эти решения вызвали возражения не только в Восточной Армении, он и в Киликии, и в 1316 году был созван Собор в г. Адане, который обсуждал возражения против решений 1307 года, но отверг их. Из-за этого в 1311 году армянский патриарх Иерусалима приобрел у султана Египта грамоту о выводе своего престола из-под власти католикосата. Однако реально политической помощи с Запада армяне так и не дождались, и 1361 году был созыван VIII Сисский Собор, который решил убрать из обрядов Армянской Церкви все нововведения. После падения Киликийского царства в 1375 армяне надолго остались без единого центра, и все это время связующим звеном была церковь.

После захвата Сиса мамлюками стало назревать решение перенести престол католикоса в первопрестольный Эчмиадзин. Также в это время крестоносцами и латинскими миссионерами было проведено ряд пропагандистских акций, которые вызвали недовольство армян и также повлияли на решение о переезде католикоса. Это было сделано в 1441 году, однако католикос Сиса Григорий IX, будучи очень старым, не захотел переезжать. Тогда Национальная Ассамблея избрала нового католикоса в Эчмиадзине. После смерти Григория в Киликии был избран новый католикос. Так образовался Католикосат Великой Киликии, второй по значимости престол, который организационно полностью независим. В его подчинении осталась область, политически не зависимая от Армении. В 1461 году по приказу султана Мухамеда был создан патриархат в Константинополе, который фактически стал главным престолом в Османской империи, т.к. султан признавал его этнархом - духовным и светским главой армянской общины.

В результате русско-персидской войны (1826—1828) Россия завладела Эриванским и Нахичеванским ханствами и Ордубадским округом, после чего на эту территорию было организовано переселение армян их Турции и Персии. В 1836 году был издан Указ императора Николая I 1836 года «Положение об управлении делами Армяно-Григорианской церкви в России», регулировавший жизнь армянской церкви в Российской империи, который разделил армянские приходы страны на шесть епархий. Армянская апостольская церковь поддержала правительство Армянской Республики, а в 1920 заняла достаточно лояльную позицию по отношению к советской власти. С 1928 года в Армении развернулась активная антирелигиозная пропаганда, закрывались храмы, внутри Армянской церкви в 1920-е — 1930-е гг. шли сложные и противоречивые процессы, связанные с попытками проведения церковных реформ.

После массовой резни армян в Турции в конце 19 и начале 20 веков, когда геноцид унес около 2 миллионов жизней армян, большинство из них бежало - либо на Запад, либо в горные районы Ливана и Сирии. В 1920 из Сиса уехал и Киликийский католикос, в течении девяти лет он не имел постоянного престола, пока наконец не обосновался в Антилиасе, близ Бейрута. С согласия патриарха он принял под опеку общину Иерусалима. Сейчас в его юрисдикцию входят армяне Ливана, Сирии, Израиля, Кипра, часть общин США, Канады и Греции. В юрисдикции Константинопольского патриарха остались армяне Турции. В 1933 году, после убийства в Нью-Йорке армянского архиепископа часть армянской общины образовала независимая прелатура, которая не была признана ни одинм из армянских престолов. В 1957 году она присоединилось к Киликийскому католикосату. В 1956 советская власть, используя авторитет Эчмиадзина, попыталась захватить власть в Киликийском католикосате, однако это им не удалось, и после этого инцидента некоторые общины диаспоры пожелали перейти под попечительство католикоса Киликии (в частности это были общины Греции, Ирана, Венесуэлы). В Республике Армения, после падения советской власти, Армянская Апостольсккая церковь начала активно возрождаться и заняла важное место в жизни страны. Также нормализовались отношения между Эчмиадзинским и Киликийским католикосами. На данный момент число приверженцев Армянской Апостольской церкви - порядка 6 миллионов человек.

назад ]
Иерархия церквей
Новости проекта
Гостевая книга
Словарь терминов
География
О проекте
Контакты
Карта проекта
Поиск
 
Религия и СМИ