[ назад ] Евангелическая лютеранская церковь ЛитвыГлава церкви - Епископ Краткая история церкви:Первые сторонники реформации появились в Литве вскоре после ее начала, но это были отдельные верующие, не образующие общности. Первые общины, (обычно либо под патронажем местных бояр и богатых землевладельцев - дворовые общины, либо городские) начали появляться в середине 16-го века. Первоначально лютеранские общины были либо немецко либо польско язычными. Во второй половине 16-го века евангелические церкви охватывали практически половину всех верующих Литвы, однако лютеране оставались в меньшинстве. С 1588 года активизируется католическая церковь, начинается контрреформация, сперва редко прибегающая к насильственным методам борьбы, но к середине 17-го века протестанты становятся притесняемым меньшинством. В середине 17-го века на территории Великого Княжества Литовского действует 10 лютеранских церквей (против 150 реформатских). Лютеране тесно связаны с церковью Пруссии, и не образовывают самостоятельной церкви, титул суперинтендента появляется эпизодически и все общины фактически самостоятельны (хотя община Вильнюса неформально считается главной). В середине 18-го века были попытки объединения с реформатами, закончившиеся формальной унией в 1777 года (длилась до 1782), а в 1783 году наконец была создана национальная лютеранская церковь Литовского княжества, объединяющая около 25 лютеранских общин (из них 17 на территории современной Литвы), разделенных на три округа. После разделения Литовского княжества часть литовской территории оказалась в составе России, часть в Пруссии. На прусской территории (через двенадцать лет, вошедшей в состав русской Польши) лютеранство активо развивалось благодаря приезжающим из Пруссии немцам - в 19-ом веке открылось 15 приходов. Российская часть Литвы была менее благоприятна для развития лютеранства - территория литовской консистории, упразденной в 1830 году, была разделена между польской и куршской консисториями. В 1864 в Ковенской губернии бы 37,5 тысяч лютеран и 22 прихода (в Виленской губернии всего 3 прихода). Однако религиозная жизнь была осложнена рассеянностью лютеранского населения - вреующие одного прихода часто жили достаточно далеко друг от друга и значительная часть верующих видела священника один-два раза в год. Была и языковая проблема - практически все приходы были двуязычны (а то и трехязычны), но большинство священников были немцы, и литовского или польского языка обычно не знали, что осложняло окормление не немецких лютеран. Был и значительный недостаток в самих священниках - на 37 церквей и часовен Виленской, Ковенской и Гродненской губерний в 1864 приходилось только 14 священников (к 1890 было только 38 церковных зданий и также 14 священников - т.е. церковь стагнировала, совершенно не развивалась). К 1915 году на территории этнической Литвы действовало 53 лютеранских прихода (из них только 11 на территории Российской Империи), окормлявших примерно 80 тысяч верующих. Четыре года немецкой оккупации (1915-1919) дали значительный импульс церкви, т.к. окупационные власти всячески поддерживали лютеранство, были построены школы при приходах, присланы священники (причем пятеро из присланных миссионеров хорошо владели литовским). В 1919, после ухода немецких войск, с ними уша и часть священников и верующих, в Литве осталось 15 лютеранских пасторов. На тот момент в Литве среди лютеран было 28 тысяч немцев, 22 тысячи литовцев и 14 тысяч латышей. В октябре 1919 прошел синод, на котором была создана национальная литовская лютеранская церковь и избранна временная консистория. Но лютеранское единение длилось не долго - в 1921 три национальные группы провели собственные синоды, на которых избрали синьоров, формально все три группы оставались в ведении консистории, но во многом были независимы. Власти Литвы, боясь пронемекого настроя лютеранской церкви, весьма активно вмешивались во внутренние дела церкви (так, например, фактически незаконно, но при поддерже государства, которое такое решение узаконило, в 1925 был избран новый председатель Консистории, а внутрицерковная корреспонденция была переведена с немецкого на литовский язык), все три национальных синода постоянно конфликтовали друг с другом, литовские представители при помощи властей преследовали немецкое большинство, стараясь олитовить. После 1925 произошел фактический раскол, т.к. нового председателя консистории признали сперва только двое священников. Немецкие священники высылались из страны (они не были гражданами Литвы), а приход в Кибартай в 1926-1931 годах объявила себя свободной общиной, которую возглавил Карл Экхарт, насильно удаленный со своего старого прихода. В 1926 в Каунасе был открыт евангелический теологический факультет (первые выпускники назначены на приходы в 1928, а в 1936 факультет был закрыт, успев подготовить 23 лютеранских священника). Вскоре брьбра за власть и нестроения начались и среди литовской части церкви - националисты начали преследовать более умеренных (из-за чего в конце 1933 был смещен председатель консистории). В 1939 Клайпедский край был взят немецкими войсками и снова стал Мемелем. К концу существования Литовской республики борьба между группами утихла, а после советской оккупации, в марте 1941 состоялась массовая репатриация немцев в Германию (под видом немцев уехало и немало литовцев и латышей) - уехало почти 53 тысячи лютеран (осталось только около 25 тысяч) и 27 из 32 священников, и из 55 приходов осталось только 8 действующих. Также советская власть конфисковала имущество консистории. В 1941 было рукоположено два новых священника для еще действующих приходов.
Суперинтендент Литвы и ЖмудииСтанислав Дамбровский (1616-1625)
Генеральный Сеньор ЛитвыКонрад Шульц (1783- Глава - Председатель Консистории (с 1976 - епископ)Хенрик Срока (1919-1922 временный, 1936-1938)
Синьор литовского синодаМартинас Кибелка (1921-1925)
Синьор немецкого синодаПауль Титтельбах (1921-1941) Синьор латышского синодаТеодор Купфер (1921-
Генеральный Суперинтендант Клайпедской церковной провинцииФридрих Грегори (1925-1932)
|
||||||||||||||||||||||