назад ]

Евангелическая лютеранская церковь Литвы


Глава церкви - Епископ

Краткая история церкви:

Первые сторонники реформации появились в Литве вскоре после ее начала, но это были отдельные верующие, не образующие общности. Первые общины, (обычно либо под патронажем местных бояр и богатых землевладельцев - дворовые общины, либо городские) начали появляться в середине 16-го века. Первоначально лютеранские общины были либо немецко либо польско язычными. Во второй половине 16-го века евангелические церкви охватывали практически половину всех верующих Литвы, однако лютеране оставались в меньшинстве. С 1588 года активизируется католическая церковь, начинается контрреформация, сперва редко прибегающая к насильственным методам борьбы, но к середине 17-го века протестанты становятся притесняемым меньшинством. В середине 17-го века на территории Великого Княжества Литовского действует 10 лютеранских церквей (против 150 реформатских). Лютеране тесно связаны с церковью Пруссии, и не образовывают самостоятельной церкви, титул суперинтендента появляется эпизодически и все общины фактически самостоятельны (хотя община Вильнюса неформально считается главной). В середине 18-го века были попытки объединения с реформатами, закончившиеся формальной унией в 1777 года (длилась до 1782), а в 1783 году наконец была создана национальная лютеранская церковь Литовского княжества, объединяющая около 25 лютеранских общин (из них 17 на территории современной Литвы), разделенных на три округа. После разделения Литовского княжества часть литовской территории оказалась в составе России, часть в Пруссии. На прусской территории (через двенадцать лет, вошедшей в состав русской Польши) лютеранство активо развивалось благодаря приезжающим из Пруссии немцам - в 19-ом веке открылось 15 приходов. Российская часть Литвы была менее благоприятна для развития лютеранства - территория литовской консистории, упразденной в 1830 году, была разделена между польской и куршской консисториями. В 1864 в Ковенской губернии бы 37,5 тысяч лютеран и 22 прихода (в Виленской губернии всего 3 прихода). Однако религиозная жизнь была осложнена рассеянностью лютеранского населения - вреующие одного прихода часто жили достаточно далеко друг от друга и значительная часть верующих видела священника один-два раза в год. Была и языковая проблема - практически все приходы были двуязычны (а то и трехязычны), но большинство священников были немцы, и литовского или польского языка обычно не знали, что осложняло окормление не немецких лютеран. Был и значительный недостаток в самих священниках - на 37 церквей и часовен Виленской, Ковенской и Гродненской губерний в 1864 приходилось только 14 священников (к 1890 было только 38 церковных зданий и также 14 священников - т.е. церковь стагнировала, совершенно не развивалась). К 1915 году на территории этнической Литвы действовало 53 лютеранских прихода (из них только 11 на территории Российской Империи), окормлявших примерно 80 тысяч верующих. Четыре года немецкой оккупации (1915-1919) дали значительный импульс церкви, т.к. окупационные власти всячески поддерживали лютеранство, были построены школы при приходах, присланы священники (причем пятеро из присланных миссионеров хорошо владели литовским). В 1919, после ухода немецких войск, с ними уша и часть священников и верующих, в Литве осталось 15 лютеранских пасторов. На тот момент в Литве среди лютеран было 28 тысяч немцев, 22 тысячи литовцев и 14 тысяч латышей. В октябре 1919 прошел синод, на котором была создана национальная литовская лютеранская церковь и избранна временная консистория. Но лютеранское единение длилось не долго - в 1921 три национальные группы провели собственные синоды, на которых избрали синьоров, формально все три группы оставались в ведении консистории, но во многом были независимы. Власти Литвы, боясь пронемекого настроя лютеранской церкви, весьма активно вмешивались во внутренние дела церкви (так, например, фактически незаконно, но при поддерже государства, которое такое решение узаконило, в 1925 был избран новый председатель Консистории, а внутрицерковная корреспонденция была переведена с немецкого на литовский язык), все три национальных синода постоянно конфликтовали друг с другом, литовские представители при помощи властей преследовали немецкое большинство, стараясь олитовить. После 1925 произошел фактический раскол, т.к. нового председателя консистории признали сперва только двое священников. Немецкие священники высылались из страны (они не были гражданами Литвы), а приход в Кибартай в 1926-1931 годах объявила себя свободной общиной, которую возглавил Карл Экхарт, насильно удаленный со своего старого прихода. В 1926 в Каунасе был открыт евангелический теологический факультет (первые выпускники назначены на приходы в 1928, а в 1936 факультет был закрыт, успев подготовить 23 лютеранских священника). Вскоре брьбра за власть и нестроения начались и среди литовской части церкви - националисты начали преследовать более умеренных (из-за чего в конце 1933 был смещен председатель консистории). В 1939 Клайпедский край был взят немецкими войсками и снова стал Мемелем. К концу существования Литовской республики борьба между группами утихла, а после советской оккупации, в марте 1941 состоялась массовая репатриация немцев в Германию (под видом немцев уехало и немало литовцев и латышей) - уехало почти 53 тысячи лютеран (осталось только около 25 тысяч) и 27 из 32 священников, и из 55 приходов осталось только 8 действующих. Также советская власть конфисковала имущество консистории. В 1941 было рукоположено два новых священника для еще действующих приходов.
В 1923 к Литве была присоединена Мемельская/Клайпедская область, чье население было большей частью лютеранским. До того момента церкви области входили в состав церковной провинции Восточной Пруссии. После присоединения литовское правительство и малая часть литовских активистов хотела создать в крае независимую церковь, но не смотря на все усилия это стремление прчти никто не поддрержал (церковь была большей частью немецкоязычной). В 1925 году 31 приход области образовал отдельную церковь, входящую в Прусскую унию. Оставшееся время отношения с властями были более ровными, внутрицерковные конфликты были редки, хотя литовское давление не уменьшалось. В 1939 Германя вернула себе карй и краевая церковь Клайпеды вновь вошла в состав церкви Восточной Пруссии.
В 1944 году при отступлении немецких войск с ними ушло еще около 5 тысяч лютеран. С присоединением опустевшего Клайпедского края в 1945 году число лютеран в Литве выросло до 35 тысяч, а приходов до 25. В 1948 у приходов были конфискованы все церковные строения (и только некоторым их потом отдали в наем), религиозная жизнь сильно затруднена, к 1950-му году было сослано 5 из 9 работавших священников. Различный стиль управления, богослужение, отлчиающееся видение будущего церкви, разделили церковь на две неформальные группировки - клайпедскую и литовскую, что вылилось в авторитарный синод 1955 года, чьи решения не признала часть клайпедских приходов и священников. Образовалась тихая оппозиция - приходы не признавали власти консистории, но создавать собственную организацию и официально покадать церковь не решились. Такой тихий раскол закончился только в 1990 году. В 1958-60 годах было разрешено уехать в Германию немцами и части клайпедцев - чем и воспользовалось примерно 13 тысяч лютеран. В 1969 25 приходов обслуживали 7 священников и 6 дьяконов. В 1967 ЛЕЛЦ была принята в Международную лютеранскую федерацию. За 1952-1987 года было рукоположено только 7 священников. В 1988 с перестройкой появилась и возможность более свободно действовать церкви. Были восстановлены приходы в Вильнюсе и Каунасе, а к 1990 количество приходов возросло до 38, а к 1995 - до 53. В 1996 в Клайпеде была создана кафедра евангелической теологии. Согласно данным перепеси 2001 в Литве проживает 19 тысяч лютеран. Церковь достаточно консервативна, не признает женского священства, 54 прихода обслуживают епископ и 19 священников. 8 июля был подписан договор с Самостоятельной евангелическо-лютеранской церковью в Республике Беларусь, согласно которому приходы обеих церквей были объявлены "единой канонической территорией", а епископ Сабутис стал духонвым главой СЕЛЦРБ.

Суперинтендент Литвы и Жмудии

Станислав Дамбровский (1616-1625)
Андреас Шенфлиссиус (-1653)

Генеральный Сеньор Литвы

Конрад Шульц (1783-

Глава - Председатель Консистории (с 1976 - епископ)

Хенрик Срока (1919-1922 временный, 1936-1938)
Мартинас Кибелка (1922-1925)
Вилюс Гайгалайтис (1925-1933)
Людас Бандерявичус (1934-июнь 1936)
Криступас Гудайтис (1938-1941)
Эрикас Лейерис (1941 - январь 1950)
Антанас Балтрис (26 апреля 1950 - 29 января 1954)
Вилюс Буркявичус (21 мая 1955 - 23 августа 1970)
Йонас Калванас (23 августа 1970 - 15 января 1995) (с 20 июня 1976 - епископ)
Йонас Калванас младший (9 июля 1995 - 25 апреля 2003)
Миндаугас Сабутис (24 апреля 2004 -

Синьор литовского синода

Мартинас Кибелка (1921-1925)
Вилюс Гайгалайтис (1925-1933)
Хенрик Срока (1934-1937)
Адомас Гельжинись (1937-1941)

Синьор немецкого синода

Пауль Титтельбах (1921-1941)

Синьор латышского синода

Теодор Купфер (1921-
Эрикас Лейерис (- июнь 1936)
Арнольдс Лаукозилс (1936-1941)

Генеральный Суперинтендант Клайпедской церковной провинции

Фридрих Грегори (1925-1932)
Отто Оберэйгер (1932-1939)

назад ]
Иерархия церквей
Новости проекта
Гостевая книга
Словарь терминов
География
О проекте
Контакты
Карта проекта
Поиск
 
Религия и СМИ