[ назад ] Методистские церкви
Как течение внутри англиканства методизм возник в 1720-х годах в Оксфорде, его основателем является Джон Уэсли (до конца своей жизни остававшийся в лоне Церкви Англии. Методисты, недовольные бездеятельностью англиканской церкви, отличались социальной активностью, проповедями неимущим и заключенным. Они организовывали свои отдельные кружки, их проповедники странствовали по всей Англии, разделенной на проповеднические округа. В 1744 году состоялась первая конференция методистских проповедников. Хоть в их вероучении было немало противоречий с официальной церковью (за что их и считали фанатиками), на открытый раскол они не решались (отдельная церковь в Великобритании была создана вскоре после смерти Джона Уэсли, в 1795 году, и к концу века движение уже успело расколоться на несколько течений). Не связанные тесными иерархическими связями с англиканством, методисты запустили волну "Возрождения", которая вылилась в формирование отдельных деноминаций. Впервые отдельную, собственно методистскую церковь создали в Америке в 1784 году. Последователи уэсли являются арминианами, тогда как последователи его соратника Уайтфилда - кальвинисты. Сейчас методизм представляет собой значительное число независимых церквей (в англосаксонских странах, где методизм является традиционной религией, они имеют и наибольший вес, и при этом наибольшее церковное разнообразие - редко встретишь менее пяти различных церквей в стране), которые достаточно сильно различаются по форме управления, своей идеологии и практикам. Общее число методистов в мире превысило 75 миллионов человек. Среди методистов, как и среди англикан, в литургическом отношении имеются как и "высокие", так и "низкие" направления (последние доминируют), а также группы, фатически отвергающие литургическое наследие вообще. Будучи пиетистским движением, методизм подвергся влиянию пиетизма немецкого и в особенности моравских церквей. В свою очередь методизм стал основой "церквей святости" и выросшего из них пятидесятничества, оказав огромное значение на поздний протестантизм (так, например, лозонг "Признай Иисуса личным Спасителем" возник именно у методистов). Имеется в методизме и особая литургия, так называемая Служба Соглашения, обычно проводящиеся примерно раз в год, и таким образом верующие следуют завету Уэсли обновлять свое соглашение с Богом. Причастие мелодистов также достаточно примечательно - вместо вина они используют виноградный сок. Методизм и апостольское преемство
Методисты проповедует священство всех верующих, но учит, что некоторые из них призваны и рукоположены для отправления духовных обязанностей — для проповеди Евангелия, совершения таинств, духовного руководствования ко Христу. Эти духовные лица, назначенные на служение Церкви, не составляют особенного сословия, а только проповедники и наставники. Однако иерархичность церкви проявлятся в невозможности служения без должного рукоположения (во многих странах священников-пасторов рукополагают епископы). Первое независимое рукоположение в в "суперинтендента" с правами епископа провел сам Уэсли в 1784 после того, как ему не удалось добиться у Церкви Англии рукоположения своих кандидатов. При этом методистская теология считает, что у церки есть апостольское преемство, но оличие от традиционного взгляда на него заключается в том, что методисты считают, что преемство передается через священников напрямую, и особого сана епископа для этого не требуется. Однако более того, в среде методистов, озабоченных наличием апостольского преемства внутри своей церкви, имеется легенда о рукоположении самого Уэсли православным епископом Эразмом аркадийский во время его пребывания в Англии в 1764 (епископ Эразм действительно рукоположил несколько методистских чтецов священниками). Церкви Европы:
Церкви обеих Америк:
Церкви Азии и Океании:
Церкви Африки:[ назад ] |
||||||||||||||||||||||