назад ]

Утрактивистская церковь


Краткая история церкви:

В 1391 году была создана Вифлиемская часовня в Праге, задачей которой была проповедь на чешском языке. В 1402 году настоятелем часовни стал Ян Гус. Его арест (1414) и казнь (1415) подняла волну протеста, началось формирование гуситов как централизованного движения, фактически независимого от Рима.
Для утрактивистов всегда большой проблемой было рукоположение священников, т.к. они не отступили от учения об апостольской преемственности, и священники обязательно должны были быть рукоположены действительным епископом. Однако собственных епископов, за исключением Конрада Пражского, у них не было. Поэтому кандидаты посылались за границу, где их рукополагали католические или даже православные епископы. Так в 1417 году был похищен титулярный епископ Никопольский, и его заставили рукоположить группу священников. В 1419 году произошла гуситская революция, которая окончательно отделила гуситов от католической церкви.
В июле 1420 года были приняты "4 Пражские статьи", ставшие программой умеренных гуситов. Разделение на умеренных гуситов (утрактивистов, также называемых калликстинцами, или чашниками) и радикальных (табортитов, сироток) началось еще в 1416 году. За время существования независимой Чехии все ветви гусизма существовали параллельно, как независимые религиозные группы, сотрудничая в основном в военных и гражданских делах. Только договор между утрактивистами и католиками в 1433 году позволил разбить таборитов и вернуть Чехию императору Сигизмунду, и таким образом вернув в страну легальную католическую церковь.
5 июля 1436 года между утрактивистами и католиками был подписан договор (Compactata), по которому уртактивисты становились составной частью Католической церкви, сохраняя свою богослужебную специфику; священников для них рукополагали назначенные визитаторы. Церковь управлялась отдельной консисторией, которой управляли четыре администратора. В 1457 году крайние утрактивисты вошли в Союз Братьев. В 1462 году Compactata была отменена Папой Пием II, причастие под обоими видами запрещено. Однако в Чехии указание выполнено не было (только десятилетие спустя, король Владислав II начал преследовать ярых калликстинцев, однако утрактивистская церковь упразднена не была). В 1485 году был заключен мир между утрактивистами и Католической церковью, по которому было решено не проводить активную полемику и не захватывать друг у друга храмы. В 1511 году было достигнуто полное равенство обеих конфессий. Из-за распространенности и влияния утрактивистской церкви лютеранство в Чехии практически не получило распространения. В 1539 по 1555 священников для утрактивистов рукополагали греко-католические епископы Венеции. В 1561 году была восстановлена католическая иерархия Чехии, и иерархи периодически рукополагали священников для утрактивистов.
Договор 1511 года был отменен в 1567, и началось усиление давления на утрактивистов, однако фактически он продолжал действовать до конца века. На 1575 год примерно от 75 до 83% населения Чехии были утрактивистами.
На 1600 год утрактивистские церкви были более чем в двух третях населенных пунктов Богемии. Фактически утактивистская церковь была своеобразной, полунезависимой частью Католической церкви. После битвы на Белой Горе (1620) началась полноценная католическая контрреформация - утрактивизм в короткие сроки был полностью подавлен.
Главными отличиями утрактивистской церкви было: 1) рукоположение женатых священников и их выборность, 2) причастие под обоими видами (хлебом и вином) для всех членов церкви, 3) причащение младенцев. Их литургия была преимущественно латинской, только Деяния и Евангелие читались на чешском языке. Также практически не использовались в церквях статуи святых, только их рисованные изображения (фрески и картины).

Епископ

Конрад Вехта, архиепископ Праги (1421-1431)

Епископы-визитаторы до 1561 года:

Филиберт Констанский (1435-1439)
Агостино, епископ Санторинский (1482 - 27 сентября 1493)
Филиппо из Вилланоува, епископ Модены (1504 - 20 октября 1507)

назад ]
Иерархия церквей
Новости проекта
Гостевая книга
Словарь терминов
География
О проекте
Контакты
Карта проекта
Поиск
 
Религия и СМИ