назад ]

Краткая история Албанской православной церкви


Первые упоминания о христианстве в Албании относятся к 3-му веку. Оно пришло туда с двух направлений: северные албанцы Гхеги стали католиками, а южные Тоски приняли православие. Первая епископская кафедра на территории Албании была учреждена в X веке. С IX века Албанская православная церковь подчиняется Болгарской церкви, а затем вместе с ней перешла в юрисдикцию Константинополя. После захвата Албании в XV веке турками и активно проводимой исламизации большая часть албанцев стало мусульманами.

После обретения Албанией независимости в 1912 г. встал вопрос о независимости Православной церкви. Особенно активно в этом направлении работал священник албанце из Америки Фан Ноли, возглавившим это движение в 1918. В 1922 году Церковный Конгресс, собравшийся в городе Берат в ультимативном порядке провозгласил автокефальность Албанской православной церкви. Греческие епископы покинули страну. В 1926 Константинополь предложил соглашение, по которому церкви предоставлялась автономия, соглашение было принято, однако в единении с мировым православием Албанская церковь оставалась не долго. В феврале 1929 года еп. Виссарион (Джувани), при помощи сербского епископа, рукоположил еще двух епископов для Албании, а сформированный ими в Тиране синод повторно провозгласил автокефалию, разорвав таким образом отношения с Константинополем. 29 июня 1929 года на Соборе клириков и мирян в Корице, был одобрен Устав Православной Церкви в Албании который утверждал национальный характер Церкви: "официальным языком" Церкви был утвержден албанский; архиереи и их непосредственные помощники в священном сане должны были быть "по крови и языку албанцами и албанскими подданными"; все клирики неудовлетворяющие национальным требованиям лишались церковного сана. В результате греческие архиереи - представители Константинопольского патриарха - были высланы из Албании. Кроме архиепархии в Тиране было 3 действующие епархии - в Корче, Берате и Гирокастре. Греческий все еще использовался в литургии, однако в 1929 начался процесс перехода на албанский язык.

Непризнание со стороны других поместных Церквей; усиленная римо-католическая пропаганда; недоброжелательное отношение со стороны преимущественно мусульманского правительства; внутренние трения (особенно со значительным греческим меньшинством) - всё это поставило Албанскую Церковь в трудные условия. Архиепископ Виссарион (Джувани) в проповедях объявил Церковь гонимой, а 24 января 1935 года направил королю телеграмму о систематических притеснениях Церкви. После этого он был принят королём, который обещал улучшить положение Церкви. В мае 1936 году владыка Виссарион ушёл на покой, а в Корице был вновь созван Собор духовенства и мирян, который принёс извинения Константинопольскому Патриархату и выразил готовность к переговорам. В итоге 12 апреля 1937 года Константинопольская Церковь издала Томос об автокефалии Албанской Церкви, а почти вся албанская иерархия была заменена. После прихода в 1945 г. к власти коммунистов начались преследования всех религий (православная церковь начала испытывать притеснения уже после оккупации Албании силами Оси в 1941 году). К тому времени православные составляли 22% населения, а католики 10%. В 1949 был смещен архиепископ Христофор, а к 1951 все епископы были замещены приемлемыми режиму людьми.

В 1967 году Албанский режим объявил, что в стране достигнут полный атеизм - все религии были запрещены, церкви закрыты или разрушены, любая религиозная практика была незаконна. В том же году в тюрьму был посажен архиепископ Дамиан (Коконеши), который скончался в заключении в 1973 году. Было конфисковано 324 церкви. После того, как коммунистический режим Албании стал разваливаться, в 1990 религиозные преследования прекратились. Так как никто из православных епископов не выжил, патриарх Константинополя назначил в январе 1991 митрополита Анастасия патриаршим экзархом в Албании. 24 июня 1992 Анастасиос Священным Синодом был избран архиепископом Тираны. Еще три епископа было назначено для оставшихся епархий. Все они были греками. Албанское правительство не согласилось с этими назначениями, однако в 1996 патриархия продолжила ординацию назначенных епископов. Албанские власти не впустили их в страну, требуя чтобы епископами были назначены этнические албанцы. Однако еге положение все еще оставалось непрочным. Наконец был найден выход из конфликтной ситуации - двое из ранее назначенных епископов отказались от должностей, а третий - Игнатий был интронизирован 18 июля 1998 в качестве епископа Берата. Они вдвоем и представители Патриархата избрали на две оставшиеся епархии - самостоятельную Корча и викарную Аполлонии - этнических албанцев, которые были вскоре рукоположены. После падения коммунистического режима оказалось, что выжило только 22 священника. Вскоре еще 92 было рукоположено. Также было построено 83 новые церкви, 72 цекрви и 5 монастырей реконструировано, а также и 140 церквей починено. В настоящее время церковь насчитывает около 160 тысяч верующих. На данный момент (2003) церковь насчитывает 125 священников (только 3 из них принадлежат старому, докоммунистическому поколению). Во всей церкви действует только один мужской монастырь - в честь Рождества Пресвятой Богородицы (в Арденице), монашеская жизнь в котором возродилась только в 1996 году, долгое время проживал только один монах (на 2013 год монахов уже трое).

назад ]
Иерархия церквей
Новости проекта
Гостевая книга
Словарь терминов
География
О проекте
Контакты
Карта проекта
Поиск
 
Религия и СМИ