назад ]

Фёдоровцы

Краткая история церкви

Вернувшись в 1918 году с войны, крестьянин Федор Рыбалкин из села Новый Лиман круто изменил свою жизнь. Весь заработок отдавал неимущим, перестал спать с женой, и вскоре вышел на открытую проповедь, босой и без головного убора. Его учение получило широкое распространение на юге Воронежской губернии в 1920-х годах среди крестьян, исповедовавших православие. Советская власть усмотрела во взглядах и действиях Фёдора Рыбалкина и его последователей признаки контрреволюционной кулацкой агитации. Сам Рыбалкин, судя по всему, был замучен в конце 20-х в психлечебнице. В 1926 году группа его ближайших сподвижников были арестованы ОГПУ и осуждены за контрреволюционную деятельность. Очень многие федоровцы прошли через заключение.
В их среде сложилось представление о том, что проповедь Фёдора Рыбалкина и есть предсказанное в Книге Откровения Апостола и Евангелиста Иоанна второе пришествие Христа. Однако сложившиеся среди фёдоровцев представления о своем учителе не повлекли за собой отрицания православных догматов и культовой практики (представленной у федоровцев в усечённом, внецерковно-богослужебном обиходе).
После Великой Отечественной войны двое проповедников, учеников Рыбалкина, Алексей Арепьев и Арсений Иващенко, начали активную проповедь учения (Арепьев в Ростовской областии Краснодарском крае, где община сложилась на хуторе Цун-Цун; Иващенко в Воронежской области с центром в деревне Козловка). В 1959 году была раскрыта и разгромлена ростовская община, а в 1961 - воронежская. В 1969 году Арсений Иващенко стал собирать освобождающихся из заключения федоровцев, и в итоге вся община поселилась в Таловском районе Воронежской области, в селе Старая Тишанка. В селе стоит соборный дом, где поются псалмы и проводится усеченные богослужения. Община представляла собой подобие коммуны, все важные работы делались сообща, коллективной была забота о стариках и больных. Фёдоровцы исповедовали нестяжательство, не смотрели телевизор, никуда не ездили, не употребляли табак и алкоголь. В быту они сохраняли много дореволюционных реалий, исчезнувших в советской деревне. Имеют иконы, крестятся трехперстно, считают себя Истинно-православными. После смерти Арсения Иващенко в 1984 году, на воскресных "соборах" (богослужениях) начали кроме Евангелия и Псалтыри читать и его сочинения. На 1970 год (окончательный сбор общины в Старой Тишанке) федоровцев было 130 человек. Так как пропаганды они не ведут, за последние двадать лет федоровскую веру приняла лишь одна семья. В итоге община стремительно сокращаеся, абсолютное большинство в ней - пожилые люди и старики; на 2008 год в общине оставалось только 30 человек.
Обычное обращение "Христос воскрес!", на которое идет ответ "Воистину воскресли!" (т.к. считают, что у них пасха каждый день, и все они приняли в сердце своем Федора Рыбалкина и воскресли). Христос в образе Федора приходил для того, чтобы совершить обещанный суд, и он его совершил. Все, кто не поверил в Рыбалкина, уже осуждены, а остальные проходят испытание властью антихриста.

назад ]
Иерархия церквей
Новости проекта
Гостевая книга
Словарь терминов
География
О проекте
Контакты
Карта проекта
Поиск
 
Религия и СМИ