назад ]

Малые эсхатологические православные группы


После возрождения свободы вероисповедания внутри РПЦ появилось заметное движение старцев - особо почитаемых исповедников, которым приписывают особую прозорливость, способность исцеления молитвой и т.п. Старцецентрические общины нередко выстраивают свою жизнь (чаще всего не географическую - но основанную на послушании старцу, когда мирянин может навещать своего духовника лишь эпизодически, проживая по старому адресу) с определённой спецификой (исповеднической, обрядовой и т.д.), благодаря которой они выделяются на фоне остальных мирян (даже если это не заметно внешне, то все равно весьма ощутимо в обыденной жизни присоединившихся к общине). В абсолютном большинстве случаем старческие общины не выходят за рамки православия и не порывают с РПЦ. Однако нередки случаи, когда крайнее старчество приводит к образованию своеобразных (во многом тоталитарных) общин, которые не только дистанцируются от позиции руководства церкви, но и фактически порывают с ней, хотя сами ее члены продолжают думать, что они православные и не являются раскольниками по отношению к РПЦ. Также отличительной особенностью подобных общин являетс их самоизоляция - они не пытаются наладить контакт с аналогичными группами, миссионерствовать и образовывать дочерние общины; они довольствуются замкнутым существованием, гордятся своей уникальностью и исключительностью, что также в какой-то мере является частью их идеологии. Точное количество фактически порвавших с РПЦ общин неизвестно, тут приведена история только самых известных из них.

1. Кузнецовский "Новые Иерусалим" (с. Кузнецово Шуйского района Ивановской области)/ В 1992 году настоятелем Успенско-Казанского прихода стал о.Викторин (Кривоногов), через некоторое время на приходе появились схимонах Симон (Ширяев) (парализованный старец) и схимонахиня Серафима, а в апреле 1998 года официально создан Успенско-Казанский монастырь, чьим игуменом стал Викторин (Кривоногов). О.Викторин и схимонахиня Серафима развили активную деятельность, прославляя огромную молитвенную силу схимонаха Симона, который сам не может говорить, а его интерпретировать могут только они. Монастырь прославился радикальным старчеством, в котором прихожан подвергали своеобразным испытаниям и предъявляли необычные требования. Также достаточно своеобразными были и практики исповеди, а благословение старца необходимо для любого действия. Предрекался некий катаклизм, который должен был произойти в 2000 году. 11 апреля 2006 года игумен Викторин был освобожден от настоятельства Успенско-Казанским монастырем, назначен новый игумен и братия. Схимонах Симон и его последователи (среди которых немало мирян, живущих при монастыре) остались в с.Кузнецово и сформировали "альтернативный" монастырь, фактически отделившись от РПЦ. Считают схимонаха Симона величайшим молитвенником за последние 200 лет. Имеется дом около Москвы (в поселке Абрамцево), где также действуют представители группы (на участке священника Владимира Баканина /рукоположен в УПЦ, в ноябре 2013 запрещен в служении/ проживает порядка 30 верующих). Также распространено в группе "монашество в миру", когда миряне принимают тайное монашество, оставаясь на светской работе. 28 июля 2011 года схимонах Симон скончался.

2. "Пензенские сидельцы". Эсхатологическая община, которую возглавлял Петр Кузнецов. Община широко прославилась, когда в Пензенской области, около сел Никольское и Погановка Бековского района последователи Кузнецова (всего 35 человек) вырыли себе "пещеры" и спрятались под землей в ожидании скорого конца света, который был назначен на май 2008 года. В начале 2000-х годов Кузнецов обрел веру, открыл в родном селе Погановка молельный дом. Кузнецов запрещал своим последователям смотреть телевизор, слушать радио, брать в руки деньги, общаться с родственниками, а летом 2007 года на двери молельного дома появилась надпись "Извините, у нас обет молчания". Кузнецовцы считали себя последователями "Настоящей русской православной церкви". 13 ноября 2007 стало известно, что еще 24 октября последователи Кузнецова выкопали пещеру и замуровали себя. Это событие широко освещалось в СМИ, ежедневно ему посвящались телерепортажи, а село Погановка обрела массу новых постояльцев - журналистов. 17 ноября Кузнецов (не ушедший в затвор) помещен в психиатрическую лечебницу. В марте 2008 года пещеру начало заливать, и 28 марта семь человек вышли на поверхность, 1 апреля вышла еще одна группа в 14 человек во главе с Виталием Недогоном (который фактически возглавил новую группу) - обе группы продолжили раздельное затворническое проживание уже на поверхности. Последние девять затворников покинули подземелье 16 мая 2008 года (две женщины в "пещере" скончались). С тех пор Кузнецова держат в психиатрической лечебнице. В сентябре 2008 года Виталий Недогон выступил в поддержкой еп.Диомида (Дзюбана), видимо продолжив возглавление собственной малой общины.

3. Община Архимандрита Константина. В июле 2006 году архимандрит Константина (в миру Александра Кузьмича Воробьева) настоятель одного из храмов в Похвистнево (Самарская область), похвистневский благочинный, в чьем храме мироточили иконы, решил удалится от мира и спасаться в глуши. В РПЦ в 2006 году ушедший за штат архимандрит Константин был запрещен в служении. Вместе с собой он увел и общину людей (33 человека), которых перед этим убедил распродать свое имущество. Своих последователей архимандрит убедил в необходимости отказа от ИНН и власти антихриста. Паломники, среди которых были и дети, под предводительством отца Константина отправились в тайгу (на стык Тувы и Бурятии), чтобы заниматься натуральным хозяйством и спасать свои души. За 1,5 года глава общины 7 стоянок и люди - немощные старики, женщины, дети, инвалиды - беспрекословно следовали за ним. За время скитаний по тайге погибли 5 человек. Многие из членов общины были пострижены в монашество (в общине кроме архимандрита Константина был также иерей Виктор Беспалов, четыре монаха и двенадцать монахинь). Проживали отшельники в вырытых землянках, одну из которых приспосабливали под церковь. В начале 2008 первые люди начали отходить от общины и возвращаться в мир. 16 ноября 2010 года последние шесть человек (архимандрит Константин и пять монахинь) вертолетом МЧС были возвращены из тайги.

4. "Михайловская обитель" или "община старца Алексия" в поселке Победа г. Пензы (поселок вошел в черту города). Община располагает вновь построенным храмом в честь Архистратига Михаила, а также жилыми помещениями, в которых проживают члены общины - мужчины и женщины. В храме несут служение насколько священнослужителей, не входящих клир Пензенской епархии. Первоначально на Литургии возносили за богослужением имена Предстоятеля РПЦ и правящего архиерея Пензенской епархии, однако при этом обитель не подчиняется и никогда не подчинялась Пензенской епархии организационно. В центре духовной жизни "Михайловской обители" - почитание личности почившего 8 января 2005 года "схиигумена Алексия". Община сложилась вокруг Михаила Шумилина, родившегося с тяжелым физическим недугом, не владеющего конечностями и с трудом разговаривающего. В 1952 году его перевозят в Пензу, где постепенно начинает складываться община, почитающих его как прозорливца. Согласно версии общины благословение на постриг Михаил получил от преподобного Амфилохия Почаевского в начале 60-х годов. Чин пострига, а также, по-видимому, и хиротонию в священный сан (по версии Геннадия Емельянова) совершил архиепископ Тетрицкаройский Зиновий (Мажуга) в Преображенской Рижской пустыни. В советские годы община находилась на подпольном положении из-за преследования властями бродячих монахов и незаконных общин. С наступлением 90-х годов XX в. личность "Мишеньки" приобретает большую популярность, в это время он с членами уже тогда сформировавшейся около него общины посещает православные храмы, причащается Св. Тайн с мирским именем, параллельно с этим ведя свою тайную "священническую проповедь", а в конце же 90-х они уже строят свой храм и создают самочинную обитель. В 1998 году о.Рафаил (Жуков) купил в поселке Победа несколько строений и на собственной земле построил храм и молитвенный дом. Также насельником обители являеться иеромонах Гавриил (Алексеев). В последние годы члены общины совершенно размежевались с РПЦ (могила почитаемого схиигумена осталась в ограде Успенской церкви, принадлежащей РПЦ), оставив лишь видимость общения с нею. В 2008 году администрация Пензы обратилась в Железнодорожный районный суд с иском о демонтаже "самовольно возведенных строений", и суд признал сделку купли-продажи участка недействительной и постановил демонтировать здания. 16 апреля 2015 года приставы разрушили два молельных здания, колокольня и жилое помещение были разрушены судебными приставами.

5. Община в Коми. В 2003 году священник вятской епархии из города Уржум (Кировская обл.) Александр Кожевников был отправлен за штат (призывал отказываться от новых паспортов, ИНН, заявил о скором конце Света), после чего собрал своих последователей (называются различные цифры - от 48 до 80 человек) и уехал спасаться от власти антихриста в окрестности поселка Обдыр (Коми), большинство уехавших вместе с о.Александром при отъезде распродали все свое имущество и квартиры. В 2006 году поселение покинули первые разочаровавшиеся. На конец 2009 года в общине оставалось от 15 до 35 человек. Уехавший с о.Александром диакон Владислав покинул общину и воссоединился с РПЦ (в 2013 году был рукоположен иереем). Силами спасающихся поставлен храм, проводится регулярное богослужение. На литургии поминается предстоятель РПЦ, с добавкой "аще не еретик – помяни Господи". К февралю 2013 кроме священника в общине остался только один мужчина. В марте 2014 года в Обдыре на месте сгоревшего дома были обнаружены несколько человеческих скелетов, оставшиеся члены общины могли уйти дальше в леса.

6. Община в Бортничах

назад ]
Иерархия церквей
Новости проекта
Гостевая книга
Словарь терминов
География
О проекте
Контакты
Карта проекта
Поиск
 
Религия и СМИ