назад ]

Краткая история Старообрядческой церкви Белокриниской иерархии


Православная Старообрядческая церковь возникла в 1846 году, когда большая часть старообрядцев-поповцев признала завершившиеся успехом искания епископа частью активистов. В этом году старообрядцам удалось убедить бывшего митрополита Босно-Сараевского Амвросия принять староверие и стать их митрополитом. Возведение Амвросия в руководство старообрядческой церковью проходило в селе Белая Криница в принадлежавшей Австрии Буковине, поэтому новую иерархию стали называть Белокриницкой, или Австрийской.

Сразу же после перехода в старообрядчество митрополит Амвросий возвёл в сан епископа своего будущего преемника Кирилла (бывшего дьяка), а также рукоположил нескольких священников, и у поповцев, наконец, была создана своя иерархия. Правда, часть поповцев не признала новую иерархию из-за подозрения, что Амвросий был крещён обливанием. Австрийское правительство пыталось ограничить деятельность белокриницкого митрополита рамками своей страны, и широкое распространение Белокриницкой иерархии в России началось лишь с 1853.

В Россию в начале был послан епископ Симбирский Софроний, но по просьбе русских старообрядцев, недовольных его деятельностью, в 1853 был прислан новый епископ, уже для Москвы, Антоний, который и возглавил растущую церковь. В России центром старообрядцев Белокриницкой иерархии стало Рогожское кладбище.

24 февраля 1862 года появилось знаменитое "Окружное послание", которое стало причиной раздора в церкви. Послание отходило от старообрядческой эсхатологии и вероисповедально сближалось с синоидальной церковью, и даже признавало истинным священство в других церквях. Долгое время вокруг "Окружного послания" бушевали страсти, а митрополит Белокриницкий также постоянно менял свою позицию, поддерживая то одну, то другую сторону. В 1863 неокружники образовали собственную иерархию, которая в 1871 году еще раз раскололась. Большая часть верующий осталась в лоне иерархии, принявшей "Окружное послание". В кон. 19 - нач. 20 вв. окружники и противоокружники неоднократно делали шаги навстречу друг другу, и после мирного собора 1906 противоречия между ними сгладились. Фактическое преодоление раздора было достигнуто лишь на юге России и в Бессарабии. В Подмосковье до 1950-х гг. существовала отдельная неокружническая иерархия.

Весь 19 век старообрядцы-поповцы с большей или меньшей интенсивностью преследовались властями, желавшими присоединить их к синоидальной церкви. Церковь во многом развивалась благодаря многочисленным взяткам, которые богатые купцы раздавали царским чиновникам. В 1905 году, после объявления закона о веротерпимости, настали золотые времена Старообрядческой церкви - началось бурное строительство церквей (за 12 лет было построено и освящено более 800 храмов), активность верующих сильно возросла. Число верующих превышало 9 миллионов человек. Этот рост был насильственно прерван после социалистической революции. Храмы разрушались, священники ссылались и уничтожались, отправление культа становилось проблематичным. К 1986 году церковь насчитывала пять епархий, управляемых только тремя епископами, 126 приходов, в которых было только 54 священника и 7 дьяконов.

Возрождение церкви началось в 1988 году, на тысячелетие крещения Руси, когда московский архиепископ был избран митрополитом, и началась либерализация деятельности церкви. Через десять лет число приходов выросло в двое (до 250).

В 2010-ых годах РПСЦ вышла за пределы "русского мира". В 2013 году к РПЦС (из Греческой Православной Церкви - Священного Синода Противостоящих) присоединился и был перерукоположен православный священник из Уганды Иоаким Чиимба (умер в 2015), в 2015 для угандийской паствы рукоположен о.Иоаким Валусимби; в Уганде насчитывается 3 общины примерно с 150 прихожанами (суммарно). 15 декабря 2023 года для угандийский общин (их на этот момнет было уже четыре) был дукоположен диакон Корнилий Мухвези. В 2017 году к РПСЦ присоединился и был перерукоположен православный священник Кирил Шахзад Амер из Пакистана, его община в городе Саргодха насчитывает порядка 120 человек. 2 февраля 2020 года был рукоположен диакон Павел (Рехмат) Назир, уже через неделю, 9 февраля, рукоположен уже священником для служения в Вазирабаде, также в Пакистане появилось и несколько небольших общин без постоянного священника.

Из-за начавшейся войны от РПСЦ отделилась Древлеправославная церковь Украины. А 24 октября 2023 года Освящённый собор Белокриницкой митрополии постановил "Прекратить полное молитвенное общение с Русской Православной старообрядческой Церкви, Московской Митрополии на неопределенное время".

назад ]
Иерархия церквей
Новости проекта
Гостевая книга
Словарь терминов
География
О проекте
Контакты
Карта проекта
Поиск
 
Религия и СМИ