назад ]

Старообрядные приходы РПЦ (Единоверие)


Краткая история:

Единоверие - часть в РПЦ, учрежденная в 1800 для тех старообрядцев, которые согласны войти в подчинение Синоду, однако опасались оставить древние обряды. Единоверие задумано наподобие западной унии: при сохранении старого богослужебного чина и древних обычаев единоверцы обязываются принимать священство от господствующей церкви и поминать за литургией новообрядческий Синод или патриарха, вполне подчиняясь им. 1800 - это год официального признания, создания "Правил единоверия", реально единоверие начало появляться в последней четверти XVIII-го века (его родоначальником часто называется инок Никодим, который подал прошение в Синод о восстановлении трехчинной старообрядческой иерархии, но это не совсем правильно, т.к. Никодим хотел иметь иерархию на законных основаниях и убедить новообрядческих архиереев в правильности старых обрядов, а не присоединяться к новообрядческой церкви).
Добровольное присоединение старообрядцев к господствующей церкви было малоуспешным, и вскоре власть усилила гонения на староверов. Старообрядческие храмы стали отбирать и передавать единоверцам, усилились и репрессии против старообрядческого духовенства. В целях увеличить успех обращения в 1850-х гг. была изменена тактика правительства - последовали распоряжения, имевшие целью склонить к единоверию старообрядческое купечество (лишение права записи в купечество). После объявления веротерпимости в 1905 единоверческие приходы стали распадаться, значительная часть верующих стала возвращаться к старообрядчеству.
На Всероссийском съезде 1912 в Петербурге было принято решение о переименовании единоверцев в православных старообрядцев, но новообретенное имя не прижилось. Должности викарных единоверческих епископов были введены в большинстве епархий только после 1917 года (хотя единоверцы добивались этого с середины XIX века; всего рукоположено было около десятка человек). К 1917 единоверческих общин было примерно 350 церквей и несколько монастырей.
В 1920-х годах единоверческий епископат по своей воле перестает именоваться викарным, однако вскоре был большей частью уничтожен. Епископы стали принимать приходы независимо от их месторасположения (т.е. стали функционировать в качестве иерархов епархии без границ). Также активно шло закрытие и уничтожение советскими властями единоверческих приходов. В советское время не закрытыми оказались только 3 единоверческих прихода (с. Малое Мурашкино, в Латвии и Кировоградской епархии, Украина). Последним храмом московских единоверцев до 1960-х гг. была Никольская церковь на Рогожском кладбище, после чего единоверческие службы шли лишь в южном (во имя иконы Божией Матери Троеручицы) приделе этого храма (прекратились в 1988).
После крахасоветской власти единоверие в РПЦ начало возрождаться в несколько ином виде - инициатива создания приходов идет снизу, представляя своего рода "внутреннюю эмиграцию" в РПЦ из числа неприемлющих обрядовых нововведений Никона и представляют из себя консервативную часть РПЦ (достаточно часто современные единоверцы не имеют прямой преемственности от прежних). Монашество в единоверии малочисленно (не более 10 иноков и инокинь в России). В Московской епархии РПЦ формально существует должность благочинного единоверческих приходов епархии, с 1998 - священноинок Иринарх (Денисов). В конце 1990-х в России было 8 единоверческих приходов, 6 священников, приблизительная численность верующих - 6-12 тыс. Сейчас насчитывается приблизительно 20 единоверческих приходов.

Епископы:

Симон (Шлеев) (3 июня 1918 - 18 августа 1921), епископ Охтенский, в ведении Митрополита Петроградского
Амвросий (Сосновцев) (1918–1926) епископ Мстерский, викарий Владимирской епархии
Иов (Рогожин), епископ Вольский, викарий Саратовской епархии (9 мая 1920 - лето 1922), епископ Мстерский, викарий Владимирской епархии (1927 - 20 апреля 1933)
Никанор (Кудрявцев) (1921 - 7 октября 1923) епископ Богородский, викарий Московской епархии
Платон (Руднев) (14 октября 1923 - конец 1924) епископ Богородский, викарий Московской епархии
Павел (Волков) (17 июля 1922 - 1929) епископ Керженский, викарий Нижегородской епархии
Ириней (Шульмин) (27 января - 2 ноября 1923) епископ Кушвинский, викарий Свердловской епархии
Петр (Гасилов) (21 декабря 1922 - 11 февраля 1924) епископ Саткинский, викарий Уфимской епархии
Руфин (Брехов) (7 мая 1925 -1930) (расстрелян в 1937) епископ Саткинский, викарий Уфимской епархии
Вассиан (Веретенников) (20 сентября 1926 - март 1937) епископ Саткинский, викарий Уфимской епархии

Современные приходы на территории России:

1. Храм св. Николы в Студенцах (Москва, на Таганке) (настоятель о.Петр (Васильев), священноигумен с 7 апреля 2006; рукоположен в священнический сан 15 мая 1994 к переданному в конце 1993 года возглавляемой им московской единоверческой общине храму свт. Николы в Студенцах, храм освящен архиерейским чином 6 октября 1996 года).
2. Храм св. Николы (Москва, на Берсеневке) (настоятель Игумен Кирилл (Сахаров), община формально не единоверческая, но живет по старому обряду. Периодически ее пытаются упразднить. Община активна в распространении старого обряда: в некоторых российских епархиях (Владимирской, Тверской и др.) имеются незарегистрированные группы православных, придерживающихся старого обряда, считающих берсеневскую общину своим духовным центром. Политическая активность настоятеля вызывает острую критику некоторых старообрядных общин. Имеются постриженные инокини).
3. Храм Покрова Пресвятой Богородицы (Москва, в Рубцове) (Приход не является единоверческим, однако в нем по старому обряду совершает богослужение о. Иоанн Миролюбов /бывший рижский поморский наставник, в 2001 присоединившийся к РПЦ, 25 декабря 2005 рукоположенный в диаконы, 12 апреля 2007 иереем к храму в Рубцове/, и таким образом фактически при храме с 2007 года сложилась единоверческая община, действует Патриарший старообрядческий центр). Сайт Патриаршего старообрядческого центра
4. Храм Архангела Михаила (Михайловская слобода, Подмосковье). После учреждения единоверия в 1800 г. среди крестьян Михайловской Слободы и соседних деревень возникло движение к воссоединению с Русской Православной Церковью при условии сохранения им старых обрядов, на что было дано устное благословение архиерея. 4 июля 1817 года единоверческий Михаилоархангельский приход был учрежден официально (до этого церковь по документам была новообрядческой), после чего наступило оживление церковной жизни - в 1819 году был назначен второй священник, в 1822-ом завершена реконструкция. В 1837 году открыто церковно-приходское училище (закрыто большевиками в 1919 году), а общее число прихожан составляло 1791 человек. С 11 марта 1903 по 4 января 1934 года - настоятель о.Стефан Смирнов. На Рождество Христово 1929 г. запретили колокольный звон. 28 января 1930 г. колокола и вовсе были сброшены. С 1899 до 1942 год вторым священником служил о. Иоанн Феодорович Вишняков. С весны по 4 сентября 1937 года (менее полугода, до момента своего ареста) настоятелем храма был о.Петр Озерецковский. В 1948—1949 годах настоятелем храма был протоиерей Петр Даниилович Батасов; с 1949 по 1956 (?) - иерей Иоанн Судаков (присоединился из РДЦ); предположительно в в 1957-1958 - о.Евгений Григорьевич Шлеев.
Богослужения прекращены в 1961 году, церковь закрыта (передана архиву "Книжной Палаты"), вновь открыта только в 1989 году, в новый приход перешла большая часть верующих Никольской единоверческой церкви в Москве. В апреле 1989 пострижен в инока, рукоположен во дикона и иерея, а затем назначен настоятелем прихода о.Иринарх (Денисов), (ныне священноигумен, с 11 апреля 2014 - архимандрит). С 2000 года при приходе работает Воскресная школа, 21 июля 2006 рукоположены Евгений Саранча (во второго иерея, до этого был дьяконом), и дьякон Игорь Краев. 19 сентября 2010 года для прихода рукоположен третий священник - Валерий Булычев (диакон с 21 ноября 2009). В настоящее время – наиболее благоустроенная и многолюдная единоверческая община, имеющая обширные контакты с единоверцами других общин. При храме имеется гостиница для приезжих. Богослужения совершаются ежедневно, утром и вечером. Сайт общины.
5. Приход храмов Спаса-Преображения и Иоанна Лествичника (г. Куровское, Подмосковье) (В 1994 образован приход из присоединившихся неокружников, с 14 июля 1994 настоятель о. Димитрий Кузнецов,в 2000 освящен второй храм - Иоанна Лествичника)
6. Храм Владимирской иконы Пресвятой Богородицы (село Осташево, подмосковье) Община образована в 1991 году из числа бывших старообрядцев, с 10 марта 1991 настоятель новорукоположенный иерей Сергий Пшенко (протоиерей с 2006). Общине передан запущенный старый новообрядческий храм, заново освященный в сентябре 1996. Более 200 прихожан. 16 августа 2010 года протоиерей Сергий Пшенко был запрещен в священнослужении и почислен за штат. Назначенный новообрядный клирик общиной принят не был, с 21 августа 2010 общину временно окормляет о.Иринарх (Денисов). 16 сентября 2010 года пострижен в иноческий чин Антоний (Аненко), 19 сентября 2010 рукоположен иеродиаконом, а 3 октября 2010 иеромонахом, и 8 октября назначен настоятелем храма.
7. Часовня Никольской церкви (Санкт-Петербург). В начале 90-ых годов была возраждена единоверческая община, которая с 1991 года начала претендовать на возвращение Николаевской церкви (на ул. Марата), в которой действует музей Арктики и Антарктики. Возглавляет общину о. Петр (Чубаров) (рукоположен диаконом 19 декабря 1994 года, иереем 27 сентября 1998 года, 10 апреля 2012 года возведен в сан протоиерея), часовня, находящаяся рядом с храмом, действует с 1996 года, приход насчитывает около 30 человек. Сайт общины.
8. Храм преп. Сергия Радонежского и Часовня Тихвинской иконы Божией Матери (пос. Павлово-на-Неве, Ленинградская область) (Приход основан в 1991, председатель общины Сергей Чиж. К концу 90-ых построен деревянный храм преп. Сергия Радонежского; 10 декабря 2010 года Сергей Чиж поставлен диаконом, 26 декабря 2010 иереем).
9. Храм св. Николая Чудотворца (Нижний Тагил, п.Горбуново) (открыт в мае 1996, когда к РПЦ присоединилась группа часовенных; настоятель о. Леонтий Колногоров бывший наставник часовенных; костяк общины - ок. 50 человек; также служит священноинок Даниил (Колногоров), сын настоятеля).
10.Приход храма во имя Святого Архистратига Михаила (Верхний Тагил) (В июне 2007 начато строительство храма, первая служба 21 ноября, чин освящения престола 23 декабря 2007, настоятель о. Сергий Комаров рукоположен в 2008 (присоединился из часовенных), ок. 20 постоянных прихожан).
11. Приход Покрова Пресвятыя Богородицы (село Малое Мурашкино, Нижегородская область) Приход с 1876 года, храм никогда не закрывался, хотя в 1937-1943 богослужения не совершались. Всего в приходе около 100 человек, коренные единоверцы, проживающие среди старообрядческого населения. Настоятель в декабре 1990 - июле 1993 о. Игорь; иеромонах Сергий (Гапонов) c 26 января 2006 года.
12. Храм Казанской иконы Божией Матери (Иваново) (иерей Лаврентий Селин в 1991 с общиной ок. 150 человек перешел из РПСЦ, В начале 2006 часть общины обратилась с просьбой о возвращении в РПСЦ. К этому времени о.Лаврентий из-за болезни обязанностей священника некоторое время не выполнял /скончался весной 2009/, начались переговоры о возвращении храма РПСЦ. В мае 2006 в диаконы поставлен чтец Анатолий Корнилов, ок. 2008 поставлен священником; к концу 2009 только 10 постоянных прихожан. В 2010 году новым настоятелем назначен иерей Алексий Порхун.
13. Община во имя Михаила Архангела (Екатеринбург). Община сформирована в 2011 году из числа единоверцев, посещавших богослужения в Нижнем и Верхнем Тагиле, до восстановления собственного храма обзщина будет молиться в храме во имя Целителя Пантелеимона (настоятель - игумен Димитрий (Байбаков)), первый молебен древним чином был отслужен 15 мая 2011 года.
14. Домовый храм в честь св. апостола Андрея Первозванного (Владивосток) Община создана в 2008 году иереем Сергием Галановым, 2 августа 2008 года перешедшим в РПЦ из РПСЦ.
15. Храм св.Николы (Кузнецк, Пензенская обл.) (Община создана в конце 2007 года, когда иерею Михаилу Саранскову и уставщику Владимиру Яшину (присоединился из РПСЦ) удалось организовать общину единомышленников, было начато строительство каменного храма, около стройки которого община совершала еженедельные молебные пения святителю Николе Чудотворцу. 9 декабря 2008 года была совершена первая литургия в построенной рядом с будущим храмом деревянной часовне. Настоятель о.Михаил Сарансков. На воскресном богослужении присутствовало от 40 до 70 человек. В сентябре 2009 между единоверческой общиной и настоятелем разгорелся конфликт - настоятель обвинил единоверцев в том, что те всех заставляют креститься двумя перстами, хотя новообрядные прихожане ранее беспрепятственно крестились тремя; и что не дают вешать иконы послениконовских святых. В свою очередь 5 прихожанам настоятелем было сделано замечание и выговор с отстранением от послушаний за серьезные нарушения. В итоге единоверческие активисты "были изгнаны"/"демонстративно покинули храм", и приход перешел на новый обряд. Настоятеля по жалобам ушедших сразу отстранили и назначили другого. Единоверческая община осталась без помещения для богослужения. Остатки единоверческой общины собираются на нерегулярные богослужения в частном доме. В 2013 году жизнь общины оживилась, и 26 ноября 2013 года епископ Кузнецкий и Никольский Серафим совершил Великое освящение единоверческого храма в честь святителя Николая Чудотворца г.Кузнецка, Божественную литургию и хиротонию во пресвитера иеродиакона Варсонофия (Яшина) (который был назначен настоятелем возродившегося прихода).
16. Храм иконы Богородицы "Всем скорбящим радость". (с. Сёмино Ковернинского р-на Нижегородской обл.) Настоятель священноинок Сергий (Гапонов). Новопостроенный храм, богослужения ведутся с 2009 года, Литургия совершается через Воскресенье. Община состоит из старообрядцев разных согласий, всего около 25-30 человек. Основу составляют две семьи бывших беспоповцев.
17. Община Успения Божьей Матери. (Ульяновск) Община началась с того, что группа энтузиастов в феврале 2014 года посетила единоверческий приход города Кузнецк, некоторое время посещала богослужения в разных приходах России, а затем получила благословение митрополита Анастасия и богослужения стали совершаться в Симбирске, в храме святой равноапостольной Ольги на Верхней террасе (в 2015?). На осень 2016 года в общине более пятнадцати человек, председатель общины - Владимир Басенков.

Современные приходы за пределами России:

1. Старообрядческий приход в честь святого пророка Илии (Минск) Создан в апреле 2002, председатель Вячеслав Евгеньевич Клементьев (в качестве уставщика совершает богослужения по беспоповскому чину), официально присоединились 6 февраля 2006, до этого называлась Древлеправославная старообрядческая поморская община г. Минска (в 2002 году отделились от поморской общины) Окормляет о. Петр (Васильев) из Москвы. Сайт общины.
2. Свято-Покровский единоверческий храм (с. Злынка Кировоградской обл., Украина) Основан в 1798 году. В советский период долгое время служили новообрядческие священники, но по старым книгам. После падения советской власти община начала восстанавливаться, храм реставрируют и благоукрошают, на клиросе поют по крюкам 18 бабушек (на 2010 год), имеется молодежь. Ныне настоятель о. Александр Ховрящук.
3. Храм св. Николая Чудотворца (г.Нежин, Черниговская обл., Украина) Настоятель игумен Серафим Варванин (выходец из единоверческой семьи), первое богослужение состоялось на Рождество 2009 года (присутствовало 25 человек), общине выделена часовня великомученика Георгия на окраине Нежина. Также сейчас благоустраивается молельня в селе Григоровка (Мильники) в 12 км от Нежина, приход насчитывает 45 человек (часть из них ранее были беспоповцами).
4. Свято-Троицкая Церковь (Муствеэ, Эстония). (Единоверчесий пятикупольный храм простоен в 1877 году. Действовал до 1957 года, после чего иконы и утварь была перенесена в церковь св.Николая. В 2000 году был зарегистрирован "Свято Троицкий Единоверческий Приход Милосердия" (МП), однако здание храма было возвращено ЭАПЦ. 1 мая 2003 ЭАПЦ передала единоверческой общине храм в безвозмездное пользование, однако приход св.Николая не отдает иконы и церковную утварь. Храм был открыт 31 мая 2004 года.
5. Единоверческая община при Храме Спаса Преображения (Рига, Латвия) Настоятель новообрядческого храма - иерей Александр Шабельник. Часть прихода (30-40 человек) составляют бывшие старообрядцы-поморцы, которые в 2002 году вместе с наставником Иоанном Миролюбовым вышли из Гребенщиковской старообрядческой общины. Имеются головщик и причетники, знающие старый обряд. Регулярно 1-2 раза в месяц проводятся богослужения по древнему чину (всенощное бдение, Литургия). По просьбе верующих древним чином совершаются и требы.
6. Храм святителя Николая(г. Эдинборг, штат Пенсильвания, США) Настоятель иерей Серафим Винг. Храм находится в ведении управляющего Патриаршими приходами в США. Находится недалеко от крупного прихода в г. Ири, выходцами из которого являются настоятель храма и матушка – регент хора. Богослужебный язык – преимущественно английский.

Общины и приходы , изредка использующие старый обряд:

1. Храм Новомучеников и исповедников Российских в Строгино (Москва) Настоятель протоиерей Георгий Крылов. Настоятель – известный литургист, автор монографии "Книжная справа XVII века". Необходимость богослужений по старому чину мотивируется востребованностью частью паствы, которая удалена от других старообрядных храмов Москвы, расположенных в центре или восточной части города. Старообрядные богослужения начались в 2011 года. Полный круг богослужений с Литургией по старому чину совершался один раз в седмицу (на четверг). На 2016 совершаются богослужения в пятницу вечером - субботу утром, а также всенощные бдения с субботы на воскресение и перед двунадесятыми праздниками.
2. Храм Казанской иконы Богоматери (с. Сарыч-Сеп г. Кызыла, Республика Тыва) Настоятель иеромонах Авель (Скороходов). Приход, помимо основных, имеет миссионерские функции, т.к. расположен в месте компактного проживания старообрядцев-беспоповцев.
3. Храм Успения Пресвятой Богородицы (с. Солоницевка, Харьковская обл., Украина) Настоятель протоиерей Виктор Мацевитый. По архиерейскому благословению совершаются отдельные богослужения старым чином, которые привлекают местных старообрядцев-поморцев.

Общины и приходы о деятельности которых нет достоверных данных:

1. Община в городе Уральск (январь 2005- (претендуют на Предотеченсий храм)
2. Казанский единоверческий храм (с.Быньги, Свердловская обл.) Храм 1852 года постройки. (Служит о.Игорь)
3. Приход св.Николая Чудотворца в Усть-Цильме (Коми) Единоверческий приход существовал в селе с 1856 года, снова образован в 2004 году. Настоятель иеромонах Стефан (Ульянов). Номинально числится единоверческим, хотя службы проходят по новому обряду, и фактически старообрядческим приходом не является. В начале службы проходили в здании бывшего детского сада. В 2010 году началось строительство нового храма, которое было завершено в 2016, 3 апреля 2016 года храм был освящен.
4. Приход (дер. Сосновая Маза, Саратовская область) (Малочисленная община, окормляется новообрядными клириками)
5. В Пскове было два прихода, симпатизирующих старому обряду, предполагалось использование знаменного распева. Однако в 2008 году архиерей запретил эксперименты с богослужением, единоверие так и не появилось.
6. Храм Успения Пресвятой Богородицы (Даугавпилс). В 1912 настоятель о. Гавриил Челпанов. Восстанавливается.
7. Храм Покрова Пресвятой Богородицы (с. Московское Вишкской волости Даугавпилсского р-на, Латвия) Настоятель иерей Дионисий Горюнов, настоятель Успенского храма г. Даугавпилса. огослужения совершаются по особому расписанию, собирается около 20 человек. Богослужения посещали поморцы из соседней Ковалевской старообрядческой общины. Есть сведения, что с 2009 года богослужения совершаются по новому чину.
8. Храм свв. Петра и Павла (д. Данишевка, под Даугавпилсом, Латвия) (Община образована в 1903 году, перешедшими годом ранее поморцами (о.к 50 человек), 31 августа 1908 года освящен храм, первым настоятелем общины был о.Иоанн Дигилёв (с 27 июля 1903 до 9 июня 1933). в 1920 года храм пострадал от артобстрела и в 1926-31 года перестраивался. Насчитывалось ок. 200 прихожан. Новый настоятель о. Иоанн Гаврилов рукоположен 25 декабря 1934. Ныне Данишевка состоит из трех хуторов, община практически исчезла).
9. Приход церкви казанской Божьей Матери (Самара) Был зарегистрирован в 90-ых годах, существует формально, на бумаге, богослужения по старому обряду не проводятся. Лидером нескольких оставшихся единоверцев считается диакон Алексий Подмарицын (служащий в новообрядном храме. В начале 2010-ых приход фактически прекратил существование и был снят с регистрации.

Приходы, прекратившие свое существование после 1991 года:

1. Приход во имя Св.Троицы (с. Горбатов Павловского р-на Нижегородской обл.) (о. Сергием Махнев, настоятель с мая 1994, перешёл в РПСЦ 2003 году, и переселился в г. Козмодемьянск, респ. Мари-Эл)
2. Община в Малом Знаменском переулке (Москва) (1988- май 1999). Образовалась из костяка московских прихожан закрытой Николькой церкви, сперва моления проходили в мастерской иконописца А. Алексеева, с 1990 в издательском отделе МП, а общине был передан дом причта в в Малом Знаменском переулке, где и совершались моления. Настоятелем назначен о. Сергий Мацнев (1992-1996). В 1997-1998 годах общину покинули несколько активных прихожан, В мае 1999 г. моления прекратились.
Кроме того в Москве в 1994 году в РПСЦ перешел иеромонах Арсений (Езеров), который был принят через перекрещивание в качестве мирянина.
3. Община св. Сергия Радонежского (село Дмитровское, Тверская область) (Настоятель о. Сергий Мацнев 1992-1999; все верующие пожилого возраста, после ухода о. Сергия в РПЦЗ(В) оставшихся верующих окормляет священник РПСЦ)
4. Приход св.Троицы с. Хайново и приход с. Пинчино (Красноярский край). В 2007 году диакон Константин Зеленов был принят из РИПЦ в ВЦУ ПРЦ и рукоположен иереем. Кроме этих двух общин о.Константин окормлял еще три общины в Красноярском крае, преимущественно служа по старому обряду. 23 июля 2009 года указом патриарха Кирилла три общины (из них две единоверческие) были были приняты в РПЦ, о.Константин был принят в сане диакона, а новые единоверческие общины перешли под омофор епископа Евтихия Домодедовского, однако фактически связь установлена не была, и уже осенью 2010 о.Константин начал переход в католичество.
5. Храм Архангела Михаила (с. Гравёры Аглонской волости Прейльского р-на, Латвия) Находится в попечении священника новообрядческого прихода. Новопостроенный и благоустроенный храм (примерно в 2001), рядом с родиной митрополита Рижского и Латвийского Александра. Изначально богослужения совершались по особому расписанию, старым чином, посещались и местными старообрядцами-поморцами. С 2009 года применяется только новый чин.

Ранее существовавшие единоверческие монастыри, иноческие общины и приходы

назад ]
Иерархия церквей
Новости проекта
Гостевая книга
Словарь терминов
География
О проекте
Контакты
Карта проекта
Поиск
 
Религия и СМИ