назад ]

Евангелическо-реформатская церковь в Польше


Краткая история церкви:

Учение Кальвина и Цвинги начало проникать в Польшу после 1540 года. Первое реформатское богослужение в Польше совершил Якуб Сильвиуш в Пинчове в 1550 году. На территории Речи Посполитой образовываются три независимых Объединения (Церкви), представляющие собой вольную федерацию - Великопольское, Малопольское и Литовское. Вскоре к реформации (реформаты являлись доминирующей протестантской церковью в Речи Посполитой, остальные направления получили достаточно слабое распространение) присоединяется ряд знатных родов. В 1554 году проходит первый Синод реформированной церкви в Сломниках (под Краковом). Первоначально реформаты активно сотрудничали с чешскими братьями, однако из-за увеличиваюшегося в движении влияния шляхты (негативно относящейся к братским общинам), сотрудничество сходит к минимуму. На Синоде в Ксёнже в 1560 году принимается синодально-пресвитерианский тип управления церковью, начинается сотрудничество с лютеранами и борьба с антитринитариями. Вскоре реформатсякая церковь начинает доминировать в районе центральной Польши, в 1570 принимается Второе Гельветическое вероисповедание. Однако начинает набирать обороты католическая контрреформация, протестантов начинают преследовать, создается политический союз Варшавская конфедерация (с целью удержать религиозный плюрализм). В 1595 году заканчивается сотрудничество с лютеранами, и вследствие пресоедования и контрреформации, а также возвращения многих знатных семей в Католическую церковь (и потерей их поддержки) число последователей реформатской церкви и количество общин начинает неуклонно падать. Король Владислав IV (1632-1648) смягчает законы, и общины вновь начинают возраждаться, однако былого распространения реформатство уже никогда не получит. После смерти Владислава IV преследование реформатов возобновляется. В 1678 в Лешне подписывается "Amica complanatio" (Дружеское соглашение) с лютеранами, в котором в частности достигнуто соглашение о совместном проведении синодов и использовании храмов. В 1718 реформаты и лютеране на тайном синоде в Гданьске обращаются за протекцией к Пруссии и Англии. К середине 18-го века на территории Польши действуют только 10 реформатских общин. В 1768 году наконец диссидентам разрешены публичные богослужения. После раздела Речи Посполитой на территории, вошедшие в состав России и Пруссииначинается миграция проестантов из Франции, Германии. 2 июля 1828 года создается Генеральная Консистория, объединяющая реформатов и лютеран (под верховодством первых, которое длилось два десятилетия). К началу 20-го века на территориях, занятых Пруссией и Австрией оставалось только 5 польских реформатских прихода. После образования Польской Республики Варшавское Объединение насчитывало ок. 20 тысяч верующих (Варшавская Консистория насчитывала 5 приходов и 6 филиальных общин, из Виленской консистории на территории Польской Республики оказалось 14 приходов и общин). В 1918 году церковь предоставила женщинам права голоса в своих внутренних делах. В межвоенный период, не смотря на достаточно негативное отношение властей (юридически Реформатская церковь была признана только в 1936) реформатство активно развивается - появляются новые общины, число верующих растет. Частично это связано и с "мертвыми душами" - поляками, перешедшими в реформатскую церковь только для того, чтобы получить развод. В 1936 году церковь насчитывало 20 приходов и общин с 11 тысячами верующих. Вторая мировая война нанесла церкви огромный удар - многие храмы были разрушены, верующие погибли и массово мигрировали после окончания войны. В 1970-ых годах глава церкви принимает рукоположение от лютеранских епископов, берет титул епископа и таким образом в церкви вводится лютеранское апостольское преемство (все последующие епископы рукополагаются вместе с лютеранскими и иногда методистскими епископами). И хотя после падения советской власти религиозная жизнь в стране расцвела, реформатская церковь развивается достаточно слабо, оставаясь в тех же численных пределах, как и в послевоенные годы. Церковь на начало 21 века насчитывала 8 приходов с 10 священнослужителями, которые окормляют от 3,5 до 5 тысяч человек. В 1990 году в церкви было допущено женское священство, однако первая (и на данный момент единственная) пастор (Вера Елинек) была ординирована в 2003 году.

Суперинтенденты, с 197* епископы

Кароль Диль (1807–1831)
Фридрих Якуб Тихманн (1831–1839)
Юзес Спешиньский (1839–1879)
Август Кароль Диль (1879–1908)
Фридерик Елень (1908–1910)
Владислав Семадени (1910–1930)
Стефан Скерский (1930–1948)
Казимир Остахевич (1949–1952)
Ян Невечежал (1952–1978)
Здислав Транда (1978–2002)
Марек Издебский (2002-

Ссылки

Официальный сайт церкви (польск, англ)

назад ]
Иерархия церквей
Новости проекта
Гостевая книга
Словарь терминов
География
О проекте
Контакты
Карта проекта
Поиск
 
Религия и СМИ