назад ]

Краткая история Украинской Греко-католической церкви

После заключения Люблинской унии (1569) между Польшей и Литвой, в созданном государсвте Речь Посполитая активизировались усилия по присоединению православной церкви к католической (т.к. в иноверных гражданах подозревалась не только религиозная, но и политическая нелояльность). После долгих тайных переговоров православных епископов с Римом, в октябре 1596 года был сован Собор в Бресте, на котором 6 октября 1596 года шесть православных епископов во главе с Киевским митрополитом официально подписали Брестскую церковную унию, согласно которой православные епархии Речи Посполитой переходили в юрисдикцию Папы Римского (тайно некоторые православные епископы принимали унию и раньше). 15 декабря 1596 года, в окружном послании, факт образования униатской церкви становится досточнием общественности. В 1617 году был создан греко-католический монашеский орден (по образцу латинских монашеских орденов) Чин Святого Василия Великого (василиане), который объединил греко-католическое монашество и во многом повлиял на развитие церкви. Православная иерархия на территории Речи Посполитой была фактически уничтожена и возрожена только в 1620 году. Первоначально уния вызывала значительное сопротивление, более успешно она распространялась на территории современной Белоруссии (где переход в греко-католичество преимущественно завершился в концу XVII века), тогда как на територии Украины процесс затянулся, и так и не завершился окончательно. Львовская епархия присоединилась к унии только в 1700 году и православное влияние в регионе было прекращено уже после раздела Речи Посполитой. Постепенно, под влиянием римо-католической церкви и ее иерархов, происходили изменения в обрядах униатской церкви. Особое значение в этом процессе сыграл собор в г. Замостье (состоялся в августе-сентябре 1720 года, на котором было решено ввести полностью католические догматы, а также проведены богослужебные и обрядные реформы в католическом духе). В 1747 году было приказано униатским священникам стричь волосы, брить бороду и носить сутаны католического образца. Во многих местах исчезали иконостасы, грань между греко- и римо-католиками постепенно стиралась.

В 1772 году произошел первых раздел Речи Посполитой и часть греко-католических приходов оказалась на территории других государств (России и Австро-Венгрии), на территории Речи Посполитой осталось 1743 греко-католических прихода. Часть епархий оказалась разделена новыми государственными границами и управление приходами на территории России и Австро-Венгрии было затруднено. После раделения Речи Посполитой в 1795 году греко-католические епархии оказались в двух различных государствах: в Австро-Венгрии оказались Львовская, Перемышльская, большая часть Холмской и небольшая часть Луцкой епархий, в составе Российской империи оказались Киевская архиепархия, Влодимиро-Волынская, Смоленская, Пинская, Полоцкая, большая часть Луцкой и небольшая часть Холмской епархии; небольшая часть приходов оказалась на территории Пруссии, для них была создана новая Супрасльская епархия. При попадании униатских земель под власть Российской Империи начался обратный процесс - оправославливания. В 1771 году на территории Правобережной Украины и Белоруссии (которые в 1772 года частично, а в 1795 году полностью были занята Российской империей) находилось 1925 греко-католических прихода и 251 монастырь. Также в 1795 году императрица Екатерина упразднила четыре греко-католические епархии (правда в 1798 году две епархии были восстановлены), а значительное число греко-католических церквей были превращены в православные. В 1804 году Киевская митрополия на территории Российской империи насчитывала 1466 приходов, 1985 священников, 78 монастырей и 666 монахов. После восстания 1830 года царские власти начали интенсивную подготовку к упразднению Унии на своей территории. В 1832 году был ликвидирован Чин Отцов Василиан, а их имущество конфисковано. В 1837-1838 годах более 160 священников греко-католиков были сосланы в Сибирь. Накануне ликвидации униатской церкви в пределах Российской империи, она насчитывала уже только 1339 церквей, 42 монастыря (с 432 монахами и всего 74 монахинями) и порядка 1,5 миллионов верующих. 25 марта 1839 на собрании Святейшего Синода было празднично провозглашено принятие Униатской Церкви в лоно Русской Православной Церкви.

Епархии, оказавшиеся на територи Австро-Венгерской империи, в 1808 году были выведены из юрисдикции Киевской митрополии, и для них была создана самостоятельная, Львовская митрополия. Во время пребывания в составе Австро-Венгрии, украинское греко-католичество становится выразителем национальных украинских идей. В начале XX века в украинском греко-католичестве начинается движение за возвращение к корням, возобновление восточнохристианских практик и постепенный отказ от некоторых латинских практик. После распада Российской Империи в 1918 году преимущественно греко-католическая Западная Украина вошла в состав Польской Республики. В Польской Республике с одной стороны греко-католическая церковь не притеснялась и не подвергалась гонениям, как православная; с другой стороны польские власти старались не давать активно распространяться и действовать за пределами Галиции. После второй мировой войны Западная Украина окончательно вошла в состав СССР, начались крупномасшатбные гонения на церковь. К 1946 году большинство духовенства было репрессировано, либо бежало за границу.

В 1946 году советской властью был созван Львовский собор (проходивший с 8 по 10 марта), на котором было принято решение об уничтожении унии и возвращении в состав Русской православной церкви (в соборе приняло участие 216 из 1270 священнослужителей УКГЦ, служивших на тот момент в Галиции). Легальная иерархия в Советском Союзе была полностью уничтожена, однако тайно продолжала существовала в подполье. Около 200 священников продолжало церковное служение на тайных приходах на квартирах (бывали случаи, когда в отдельных деревнях незаконно, без ведома советских властей, открывали храмы и достаточно продолжительное время - до нескольких лет - совершались богослужения). Иерархия УКГЦ продолжала полноценно существовать только за рубежом - в эмиграции. В 1963 году глава церкви митрополит Иосиф Слипый был освобожден из заключения и выслан из СССР. 23 декабря 1963 предстоятелю УКГЦ папой Римским был дарован статус Верховного Архиепископа. В 1975 глава УКГЦ митрополит Иосиф Слипый начал использовать титул Патриарха, что до сих пор официально не признается Ватиканом, однако используется во внутреннем регламенте церкви.

С процессом распада СССР начался и процесс восстановления греко-католической церкви Украины - в декабре 1989 года начался период легализации церкви и ее выхода из подполья. В западных регионах Украины начали массово создаваться новые приходы, ранее принадлежавшие к православной церкви стали возвращаться в унию с Римом (в УКГЦ перешло примерно две трети из действовавших на тот момент православных приходов; процесс этот был не только массовым, но временами довольно резким и конфликтным; во многих местах продолжили существовать две паралельные - греко-католическая и православная - общины). В 1991 году глава украинской церкви, Митрополит Львовский Мирослав (Любачивский) вернулся в Украину. По данным Annuario Pontificio за 2012 год численность верующих УКГЦ — 4 миллиона 281 тысяча человек. В церкви служат 3321 священник и 43 епископа, ей принадлежит 3 989 приходов. Богослужения проходят преимущественно на украинском языке (хотя также испльзуются и церковнославянский, а также, в зарубежных епархиях, местные языки).

1-2 февраля 2023 года на Архиерейском Синоде УГКЦ было принято решение с 1 сентября 2023 года перейти на новоюлианский календарь (с возможностью приходов, которые которые не чувствуют готовности совершить такой переход, сохранить юлианский календарь до 2025 года).

назад ]
Иерархия церквей
Новости проекта
Гостевая книга
Словарь терминов
География
О проекте
Контакты
Карта проекта
Поиск
 
Религия и СМИ