назад ]

Краткая история Белорусской Греко-католической церкви

Греко-католичество появилось на территории современной Белоруссии после заключения Брестской церковной унии в 1596 году, когда была создана Униатская церковь Речи Посполитой. На ее территории действовало несколько греко-католических епархий, а само греко-католичество уже к концу XVII века становится доминирующей религией, практически полностью вытеснив православие. После вхождения территории Белоруссии в состав Российской империи (так называемый "Северо-Западный край"), под давлением российских властей, в 1839 году греко-католичество было упразднено и фактически перестало существовать.

Современные белорусские греко-католики - это наследники Брестской унии (духовно) и создания так называемой неоунии в межвоенной Польше (фактически). После создания Польского государства на его восточной территории оказалось множество православных, и Рим решил использовать Польшу как плацдарм нового униатства. 21 января 1924 польский епископ Холмский Пшездецкий получил декрет Рима и особые полномочия на ведение унийной работы. "Инструкция" по этой работе была создана в декабре 1923 года. В Польше появились иезуиты восточного обряда, которые открыли в Гродненской епархии свой монастырь (в Альбертине), где вскоре был образован и первый приход восточного обряда. Появились и другие монашеские ордена в восточном обличии: редемптористы, капуцины и др. Был назначен и особый епископ Восточного обряда Николай Чарнецкий, которому была передана православная церковь в городе Ковеле и там же был организован монастырь. В городе Дубно была открыта Духовная Семинария Восточного обряда. Однако отличие от украинского греко-католичества, неоуниатские приходы не составляли отдельной юрисдикции, но подчинялись местному латинскому епископу (польские иерархи не хотели усиления позиций митроплита УГКЦ Шептыцкого). На Велиградском униатском Конгрессе в 1927 году епископ Пшездецкий насчитывал во всей Польше 20 тысяч обращенных в унию человек при 14 уже организованных приходах и 7 приходах, находящихся в стадии организации, а также 25 священников, из которых 16 ранее были православными. В 1929 году уже насчитывалось 26 приходов, обращенных в унию; 25 человек белого духовенства и 7 черного, а самих неоуниатов всего лишь только 16 500 человек. Популярность неоунии все время падала. В 1938 году насчитывалось 36 неоуниатских приходов, 46 священников (часть из них биритуалисты - служащие в обоих обрядах), 4 диакона. После вступления Красной Армии в восточную Польшу в 1939 году неоуния начала распадаться (переход в нео-унию часто был обусловлен политическими или материальными причинами), Митрополит Шептыцкий практически сразу назначил епископа Чернецкого экзархом Волыни, но тот застал в унии всего 15 священников (т.е. треть от служивших годом ранее). После Второй мировой войны почти все неоуниатские священники (и приходы), кроме одного, присоединились либо к Автокефальной Польской православной церкви либо к Католической церкви латинского обряда. На данный момент существует всего один приход в Польше (в Костомлотах).

На территории Белорусской ССР ни одного греко-католического прихода не осталось, церковь продолжала существовать только в эмиграции. После войны два священника окормляли верующих в Германии, один в Париже, белорусская миссия создана в 1947 году в Лондоне (в одно время число служащих в ней священников достигло семи). Был создан приход в Чикаго, и его настоятель в 1983 году был рукоположен епископом (первый белорусский греко-католический епископ с 19 века).

Возможность свободно исповедовать греко-католичество в самой Беларуси появилось в 1990 году, и первый греко-католический священник появился там в марте того же года. После объявления независимости у власти в Белоруссии оказалось довольно много греко-католиков или проуниатски настроенных политиков (например, Позняк) и для церковной деятельности более не было преград. В начале 1992 года в Белоруссии работало три греко-католических священника и два дьякона. Они проводили литургии на белорусском языке, чем завоевывали симпатии национально настроенной части белорусов. Также по опросам 1992 года около 100 тысяч белорусов идентифицировали себя с греко-католической церковью. Однако, не смотря на это, собственная иерархия для них так и не была создана. В 1994 году Ватикан подтвердил белорусскоязычную версию литургических текстов (с тех пор в греко-католических приходах служба ведется на белоруском языке). На январь 1996 было создано 11 приходов. В 2006 - 13 приходов (и два незарегистрированых), еще 10 регистрируются, некоторое время действовал Полоцкий Борисо-Глебский монастырь. В 2004 году прошла перерегистрация БГКЦ на общенациональном уровне и был унифицирован устав (ранее приходы имели собственные уставы). Кроме того, 5 тысяч белорусских греко-католиков живут за границей (для них имеется отдельный визитатор). У них есть приход в Чикаго и культурный центр в Лондоне. Глава Греко-Католической Церкви Беларуси апостольский визитатор архимандрит Сергей Гаек проживает в Ватикане, реальное число прихожан БГКЦ - около 3 тысяч человек. 30 марта 2023 года была создана Апостольская администратура для католиков восточного обряда, апостольким администратором назначен архимандрит Сегей Гаек.

назад ]
Иерархия церквей
Новости проекта
Гостевая книга
Словарь терминов
География
О проекте
Контакты
Карта проекта
Поиск
 
Религия и СМИ