назад ]

Приходы и общины церкви Византийско-славянского обряда (нео-униатские)

Ныне дейсвтующие приходы и общины церкви Византийско-славянского обряда (нео-униатские)


Приход Св. великомученика Никиты (Костомлоты)

Первый униатский приход в местечке был создан в 1631, построена церковь в честь Св. великомученика Никиты (перестроена в 1852). Храмовый образ Св. мученика Никиты был подарен 4 сентября 1631. В 1874 г. последний униатский священник Хенрик Калинский объявил прихожанам о скором упразднении унии с Римом и ушел в Галицию. Приход стал православным. В 1927 г. епископ Пшездецкий своим декретом восстановил неоуниатский приход в Костомлотах (в подчинении латинской Седлецкой диоцезии). В приход записалось 300 человек из Костомлот и окрестных сел. Настоятелем был назначен отец Евгений Рожицкий. Суд, состоявшийся в начале 1928 года, признал право собственности на церковное здание за униатским приходом, ибо храм изначально был построен именно в качестве униатского. 22 сентября 1939 года в Костомлоты вошли части Красной Армии, которые оккупировали Восточную Польшу в соответствии с Пактом Молотова-Риббентропа. Православная община (чей храм был разрушен властыми в 1938) немедленно захватила храм Св. Никиты и приходской дом. Но неделю спустя Красная Армия передала западный берег Буга под контроль Вермахта, и немецкие оккупационные власти велели вернуть униатам их собственность. В 1946 года приход был перевден из юрисдикции Седелецкого римко-католического епископа в подчинение примасу Польши, и в юрисдикцию седелецкого епископа приход вернулся только в 2007. В 1947 г. в результате печально известной операции "Висла" было выселено большое количество населения в Силезию, которая перешла под контроль Польши по воле И. Сталина. В Костомлотах разрешили остаться только больным и старым. На их место заселяли переселенцев из СССР. Настоятелю было предложено перейти в латинский обряд , чтобы обезопасить себя от депортации, но тот отказался. Однако т.к. большая часть молящихся была римскими католиками, Прилуцкий был вынужден был ввести григорианский календарь. Лишь в 1956 г. всем жителям разрешили вернуться в их родные села, приходская жизнь пошла более активно. В 1967 г. в помощь настоятелю был назначен иеромонах Марианской конгрегации Роман Пентка, поляк по происхождению. В 1981 храм был отреставрирован и сейчас активно посещается туристами и паломниками. При приходе был устроен марианский монастырь византийского обряда, который в настоящее время насчитывает одного постоянного насельника - самого архимандрита отца Романа. Часто на стажировку к нему приезжают марианские семинаристы, изучающие византийский обряд, которые смогут стать его преемниками. После либерализации в Польше, приход был передан в юрисдикцию Примаса Польши кардинала Юзефа Глемпа. В июле 1998 в приход были перенесены мощи пратулинских униатских мучеников, которые были беатифицированы с тараниями польских римо-католиков. В 2007 году служить в приход назначен биритуалист о.Збигнев. В приходе поддерживается обряд, который существовал в России до революции (календарь - григорианский) В последние десятилетия начался перевод служб на польский язык. В приходе совершается акафист пратулинским мученикам, изначально написанный на польском языке. Прихожане на части богослужения сидят на скамейках. Особенностью прихода является наличие латинской практики внелитургического почитания Евхаристии: один раз в год на латинский праздник Тела Христова происходит выставление Св. Тайн
Настоятели:
о. Евгений Рожицкий (21 февраля - 1927)
о. Феодор Чистовский (1927 - 6 августа 1927) о. Сергий Спитецкий ( 1927 - 16 декабря 1927) о. Леон Тиховский (декабрь 1927 - 20 января 1928) о. Николай Шиманский-Дбровольский (1928) о. Михаил Сулковский (1928) администратор о. Александр Никольский (1928 - 19 марта 1940) о. Иоанн Чорнак (1940) о. Александр Прилуцкий (22 августа 1940 - 31 августа 1969) (целибатный, рукоположен в 1934; с 1969 проживал на покое в приходском доме, умер в 1993)
о. Роман Пентка (1 сентября 1969 - 1 сентября 2007) (с 1998 - архимандрит; скончался в 2011)
о. Збигнев Никонюк (9 сентября 2007 -
Второй священник:
о. Тадеуш Кавала (1985-1990)
о. Матфей Захара (2006-2007)
о. Андрей Данелюк (2007-
Сайт прихода (пол., англ.).

Приход св.Николая Чудотворца (Павлов Стары)

Неоунийный приход был создан в 1924 году, входил в состав Люблинской епархии. Первым настоятелем был о. Сергий Спитецкий (14 июня 1924 - 192*). В 1929-1930 годах стараниями священника Касеровича в с.Павлов Стары был построен деревянный храм для нео-унийного прихода Бубель-Павлов. Приход насчитывал 70 человек. В 1946 году церковь стала приписной часовней римокатолического прихода св.Троицы в Янове Подляским. С 2006 года костомлотские священники начали совершать периодические богослужения по византийскому обряду (традиционно 6 декабря).

Приходы и общины церкви Византийско-славянского обряда Виленской епархии

Приход Вознесения Креста Господня (Фасты)

Приход создан в 1937 году. Причиной обращения стало желание открыть опечатанный храм. Перешли в унию почти все православные - в пяти деревнях прихода осталось лишь восемь православных семей. Настоятель - о.Гапанович (бывший православный монах). Приход действовал до 1944 году, когда с приближением фронта священник Гапанович покинул Фасты.

Монастырь (Альбертин)

Иезуиты появились в Альбертине в 1923 году, 26 сентября 1924 года официально основали монастырь в качестве аванпоста проповеди неоунии. Новициаты иезуитского ордена воспитывались в восточно-славянском обряде. В 1925 году из монастыря был выселен супериор Карл Буржуа (ему, гражданину Франции, провожившему политику Ватикана, с которой не были согласны польские власти, не продлили визу). 24 июля 1925 года Альбертин получил статус первого в Западной Беларуси прихода Византийско-славянского обряда, а настоятелем монастыря был назначен о.Владимир Пёнткевич (был настоятелем и руководителем миссии до 1933 года). В 1926 году в монастыре был основан новициат. В 1927 году приход насчитывал 200 человек. В 1932 году в Альбертине проживало 29 монахов. Также настоятелями альбертинского прихода были о. Эдвард Войтчак (до 1930?), во второй половине 30-ых - Пётр Бужак. Также монастырь издавал два ежемесячника - на русском и белорусском языках. На его территории к 1937 году было возведено два храма - славянского (торжественное открытие состоялось в октябре 1937 года) и латинского обрядов. К 1939 году братия монастыря насчитывала около 60 человек (национальный состав монастыря был такой - 25 белорусов, 19 поляков, 9 украинцев, 3 чеха, 2 испанца, 1 русский, 1 француз, 1 голландец). В 1939 году число прихожан достигало 740 человек. Советская власть церковь восточного обряда превратила в кинотеатр, а для оставшихся 20 греко-католиков службы проводились в подвале костела. В августе 1941 года церковь вновь освятил о.Неманцович, который также занял несколько комнат опустевшего монастыря.

Приход св.Андрея Первозванного и монастырь (Вильно)

Настоятелем прихода был назначен архимандрит Филипп (Морозов), бывший ректор Виленской семинарии, перешедший из православая 17 августа 1925 года. Однако же в январе 1927 года о.Филипп с покоянием вернулся в православие, что сильно ударило по молодому приходу. В 1928 году был создан женский монастырь сестер-миссионерок Сердца Иисусового (21 сентября 1927 года 20 кандидаток отправились в Вильно, где образовали новициат, в декабре 1927 года была устроена каплица восточного обряда, и в ночь на Рождество 1928 года совершены первые постриги; в октябре 1928 года перешли в собственный дом; на 1932 год их было уже 30 человек, и работали они не только в Вильне, но и в ряде других мест). В 1937 году в Вильне был создан иезуитский монастырь. Однако успехи были незначительны - на 1934 год Святоандреевский приход имел всего 6 постоянных прихожан. Греко-католическая церковь была закрыта в 1941 году. В 1942 году двое священников восточного обряда, не имевшие литовского гражданства, были арестованы.
Настоятели
архимандрит Филипп (Морозов) (1925-1927)
о. Павел Мацевич (1930-1935)
о. Виктор Новиков (1936-1937)
о. Адольф Шнип (1937-1939)
о. Антоний Зонбек (Ząbek) (1939-1942)

Приход (Битень)

о. Иван Мисиюк (1928 - . Приход зарегистрирован в 1937 году.

Приход (Синковичи)

Создан в 1925 году, в котором служили иезуиты из альбертинского монастыря. В 1931 насчитывал более 200 обращенных. В 1942 году приход с храмом вернулся в православную церковь.

Приход (Свислощ)

Создан в 1936 году.

Приход (Желвяны)

Создан в 1937 году.

Приходы и общины церкви Византийско-славянского обряда Луцкой епархии

Приход (Озеро)

Приход (первый в Луцкой епархии) был создан в 1925 году, когда в унию перешел православный священник Евсевий Сльозко с частью своих прихожан. После этого обращения в селе начались распри за церковное имущество; о.Евсевий с нанятым хором разъезжал по окрестным селам и совершал дешевые требы. В итоге в 1927 году о.Евсевий вернулся в православие и приход перкратил существование.

Приход (Дубечно)

Приход создан в 1927 году. Из 4,1 тысячи православных человек абсолютное большинство приняли унию (в православии осталось только 12 семей).

Приход (Луцк)

Приход создан в 1937 году.

Приход (Чехов)

Приход создан в 1928 году.

Приход (Гае Левятинске)

Приход создан в 1937 году. Причиной перехода в унию стал конфликт с местным православным священником из-за прав аренды приходской земли.

Приход (Краска)

Из 700 жителей только 15 остались православными. В 1942 году приход вновь стал православным.

Приход (Мятын)

Приход создан в 1937 году.

Приход (Большие Кушковцы)

Приход создан в 1937 году.

Приход (Ровно)

Находился в стадии формирования, окончательно сформирован не был.

Приход (Тутовиче)

Приход создан в 1937 году.

Приход (Заставе)

Находился в стадии формирования, окончательно сформирован не был.

Приход Покрова Пресвятой Богородицы (Жабче)

Приход создан в 1928 году, когда 614 (из 869) православных жителей села приняли унию, оставив за собой храм (до этого они трижды просили сменить настоятеля). После смены настоятеля православного прихода часть жителей отказалось от унии и началась активная борьба за храм. В итоге 1 февраля 1929 года православные захватили храм, и после десятидневной осады храм был от верующих очищен, несколько активистов арестовано. Скандал вышел даже за пределы Польши. Решением воеводы храм был возвращен православным, а униатам были выделены средства на строительство нового храма. 14 октября 1931 года епископ Чарнецкий освятил новопостроенную деревянную церковь. Настоятель о.Аркадий (Генрих) Дьяковский (1930-1932). В 1945 году оставшие 25 греко-католических семей перешли в православие.

Приход (Гумнище)

Из 234 семей 199 приняли унию. Находился в стадии формирования, окончательно сформирован не был.

Монастырь (Ковель)

Редемптористский монастырь. Создан в 1927 году, когда в Ковель переехали несколько монахов-редемптористов восточного обряда, которые также окормляли около 20 населенных пунктов, в которых служили 1-2 раза в месяц. Тут же находилась резиденция епископа Николая Чарнецкого. В 1939 году собственность монастыря была конфискована, на тот момент местный приход насчитывал около 200 человек. К февралю 1941 году приход практически полностью развалился, а верующие перешли в православие.

Монастырь (Дубно)

Иезуитский монастырь и одновременно особая семиначия восточного обряда была создана в 1928. В 1939 году собственность семинарии и монастыря были конфискованы, а церковь превратили в кинотеатр для солдат.

Приходы и общины церкви Византийско-славянского обряда Пинской епархии

Приход св. Антония Печерского (Курашево)

В 1925 православная церковь св. Антония была передана униатам. В мае 1932 года православным удалось вернуть себе церковь, но при этом неоуниатский приход продолжил существование до сентября 1939. Однако из-за конфликта с епископом (отказался отдать в аренду приходскую землю) большая часть жителей вернулась в православие - из 800 обращенных униатов к 1932 году осталось лишь около 40. В 1942 году остатки греко-католиков вернулись в православие и приход перестал существовать.

Монастырь (Любешов)

Греко-католическую общину создал о.Леонтий Миллер. Позднее был организован капуцинский монастырь, основаный в 1931 году, когда в бывшем капуцинском монастыре поселились трое монахов-капуцинов восточного обряда (их настоятель был голландцем).

Приход (Бобровичи)

Еще в 1925 году о.Карл Буржуа посетил верующих, обратившихся к католическому епископу с просьбой прислать священника (община была крайне недовольна имеющимся православным пастырем), отслужил службу и окрестил несколько детей. В январе 1926 года в Бобровичи прибыл о.Пётр Щенснович (перешедший из православия), который был настоятелем до 5 июля 1926, когда передал приход о.Зенону Шымкевичу (при этом настроив часть прихожан против нового служителя), который покинул приход уже через месяц. 17 сентября 1926 на приход прибыл новорукоположенный о.Болеслав Почобко (который пробыл настоятелем до прихода советской власти). В конце 1927 года приход насчитывал 1180 верующих. С 1925 до 1932 года между католической и православной общинами шла борьба за храм, которая завершилась только после постройки в 1932 году хрма для католиков восточного обряда. В 1938 году приход насчитыва 1,5 человек. В 1942 году приход с храмом вернулся в православную церковь.

Приход Воздвижения Креста Господнего (Делятичи)

Создан в 1925 году. В первой половине 1920-ых служил о.Михайло Кнуренко. Настоятель с 1935 по 1944 года - о.Вацлав (Вячеслав) Аношка.

Приход (Городня)

Создан в 1927 году для колонистов из Галиции. Служили о.Михайло Кнуренко (до 1929 года, когда был обвинен в растлении 14-летней воспитанницы и был осужден на 2 года), о.Лев Горошко(рукоположен священником 17 октября 1937 году, окормлял приход до 1939 года), дьякон Максим Яструбецкий.

Приход (Колки)

Создан в 1938 году.

Приход Успения Богородицы (Олпень)

Создан в 1926 году. Первым настоятелем общины назначен о. Вацлав (Вячеслав) Аношка, римо-католический священник (рукоположенный 1 ноября 1924 года), перешедший в восточный обряд. Служил до 1935 года.

Приход (Пинск)

Создан в 1936 году.

Приход (Столбцы)

Создан в 1929 году. Создал ее священник Зенон Шимкевич, объединивший 10 человек. в августе 1932 года его заменил о.Константин Сонгайло. Ряд православных принимали требы униатского священника (из-за того, что они были дешевле, или если к православным их не допускали по каноническим причинам). В 1934 по данным воеводы в деревне было 40 униатов, по данным Виленской православной консистории - всего трое. Служил о.Лев Горошко(рукоположен священником 17 октября 1937 году, окормлял приход до 1939 года).

Приход (Торокане)

Создан в 1925 году. Общиной был получен ревиндицированный в 1921 году храм.

Приход (Збураж)

Создан в 1937 году.

Приход (Лемешевичи)

Настоятель о. Зенон Каленюк.

Приходы и общины церкви Византийско-славянского обряда Седлецкой епархии

Приход св.Параскевии (Хола)

Приход создан в 1925 году.

Приход св.Иоанна Апостола и Евангелиста (Бубель Старый)

Приход создан в 1925 году. Первым настоятелем стал бывший православный священник о. Марк Ячиновский. Однако православные заперли и без того не действующую церковь, а из 2 тысяч православных села лишшь 15 стали сторонниками унии. В 1920-ых служил о. Сергий Спитецкий

Приход (Кийовец)

Приход формально создан в 1925 году, однако фактически действовать не начал.

Приход Св.Троицы (Полоски)

Приход создан в 1925 году. Возглавил приход бывший православный священник о. Грицюк. На богослужения начало ходить 250 их 540 православных жителей деревни. В 1940 году православные вернули себе храм, а в 1941 и плебанию, богослужения для оставшихся десятка греко-католиков проводил в храме о.Галас (переведенный на этот приход в конце 30-ых) с согласия православного священника.

Приход св. Иоанна Теолога (Тересполь)

Приход создан в 1926 году. В 1920-ых служил о. Сергий Спитецкий. В 1941 году весь приход вместе со священниками А.Никольким и И.Гукой перешли в православие.

Приход (Заблоче)

Приход создан в 1926 году. В 1941 году приход был преобразован в общину латинского обряда.

Приход св.Параскевии (Докудово)

Приход создан в 1928 году. В 1920-ых служил о. Сергий Спитецкий, который снова служил настоятелем с августа по 22 декабря 1939.

Приход (Бяла Подляска)

Приход образован в 1937. Настоятель о. Сергий Спитецкий 1937 - августа 1939.

Приход (Шустка)

Приход создан в 1931 году.

Приход Св. Духа (Кодень)

Приход был создан в 1931 году. В 1933 году в селе был создан мужской монастырь восточного обрята (облатский). На 1936 год приход насчитывал 60 человек. В 1945 году, после выселения украинцев, приход перестал существовать, а храм св.Духа был превращен в часовню римо-католического прихода св.Анны. Также существовал Облатский монастырь.

Приход (Косьна)

Приход создан в 1936 году.

Приходы и общины церкви Византийско-славянского обряда Люблинской епархии

Приход св.Николая и Воздвижения Креста Господня (Городле)

В 20-ых годах православная церковь св.Николая (построенная в 1836 как греко-католическая) была передана римо-католическому епископу. 29 сентября 1928 года она сгорела, и вскоре после этого был создан нео-унийный приход. Богослужения проходили в боковом алтаре Преображения Господня в костеле св.Иакова. Новую церковь начали строить в 1931 на месте сгоревшего храма. Строительство закончилось в 1932, однако освящен еп.Николаем Чарнецким он был только 20 апреля 1937. В храм перенесен иконостас 18-го века из деревни Мачейов. Приход насчитывал около 120 человек. В 1940 году приход переведен из юрисдикции римко-католической Люблинской епархии в юрисдикцию греко-католической епархии, перестав быть нео-унийной. В 1945 году, после переселения украинцев, приход перестал существовать и церковь была переведена из византийского обряда в римо-католический. В 1950-ых годах церковь превратили в магазин. В 1985 году церковь передали римокатолическому приходу и в 1988 заново освятили. С 2006 года изредка совершается богослужение по славянско-византийскому обряду.
Настоятели: о. Николай Лыско ЧСВВ (1928 - май 1931)
о. Михал Нечай (май - август 1931)
о. Иосафат Федорык, ЧСВВ (1931-1936 и 1940-1945)
о. Модест Дачишин (1936-1940)

Приход (Голя)

В июле 1924 года в село Голя прибыло трое миссионеров византийского обряда - о. Сергей Семятицкий (бывший православный священник), о. Кароль Буржуа (француз-иезуит восточного обряда) и о. Малиновський (поляк-иезуит), им был передан старый униатский храм, который был в 1922 году конфискован у православных и освящен как костел. Чуть позднее к им присоединился четвертый священник о.Микола Галас (украинец, бывший православный священник, женатый, был назначен настоятелем прихода), которой установил алтарь и царские врата. 17 авугста 1924 года была отслужена первая литургия (на которой присутствовало около сотни человек), в крестром ходе через два дня уже приняло участие 500 человек, 24 августа исповедовались первые 15 человек и был крещен ребенок - приход стал активно действующим.

Приход (Грабовец)

Официально создан в 1937 году. Реально действовать начал еще с начала 30-ых годов без одобрения местного епископа. Служили - о. Антоний Неманцевич, ОИ (1931)
о.Митрофан Грынкевич (1934)
о.Дорофей Сырод, ЧСВВ (1938)

Приход (Голубие)

Создан в 1937 году.

назад ]
Иерархия церквей
Новости проекта
Гостевая книга
Словарь терминов
География
О проекте
Контакты
Карта проекта
Поиск
 
Религия и СМИ