назад ]

Филиппинская независимая церковь


Краткая история церкви

Филиппинская независимая церковь (Iglesia Filipina Independiente) (также известная под названием Аглипайской церкви) была создана в 3 августа 1902 году священником Грегорио Аглипаем и журналистом де лос Рейсом (когда в газете был опубликован манифест о ее создании). Филиппинец по национальности, католический священник Аглипай участвовал в антииспанском движении, за что был отлучен Ватиканом от церкви. В ответ на отлучение Аглипай призвал к созданию национальной, истинно филиппинской церкви. Новая Филипинская Независимая Католическая Церковь (в которую вошло значительное число филиппинских священников) отвергала власть папы и отменила обязательный целибат священников. На пике популярности (в первые десять лет) Аглипайская церковь охватила примерно до трети всех католиков Филиппин. Также она претендавала и на всю собственность католической церкви, захватывая храмы - часто с помощью силы и с кровопролитием (многие церкви были сожжены, убито несколько священников).
18 января 1903 года было совершено епископское рукоположение Аглипая - однако т.к. собственных епископов у независимой церкви не было, рукоположение совершила группа священников. На пике могущества (1904) аглипайская церковь захватила примерно половину все собственности католиков. Однако поддержка американских властей оказалась недолговечной - в 1906 году Филиппинский Верховный Суд постановил, что вся собственность, занятая аглипайцами, должна был возвращена Католической церкви. После этого популярность церкви начала падать, начались финансовые проблемы, большая часть верующих и священников вернулась в католическую церковь.

Внутри самой церкви также проявились разногласия и разделения (так, одна из отделившихся групп вошла в состав Епископальной церкви США), которые существовали изначально, т.к. на момент создания "Филипинская Независимая Католическая Церковь" фактически представляла собой конгломерат различных общин, объединенных только идеей независимости. Де лос Рейс создал самостоятельную аглипайскую церковную доктрину (которая была провозглашена официальной в 1907 году), на которую сильно повлияло масонство. Обновленная церковь отрицала Троицу (перешла на унитарианские позиции), отрицалась возможность ангелов, демонов, пророчеств, чудес, включая упомянутых в Новом Завете (соответственно была переписана Библия, основывалась преимущественно на Евангелии от Марка). Была создана собственная литургия. Однако и после официального провозглашения доктрины большинство аглипайских священников продолжали служить стандартную мессу и исповедовать католические доктрины.
В 1918 году членами алипайской церкви было 1,4 миллиона человек (что составляло чуть менее 14% населения страны). В 1919 году официальная доктрина дополнилась отрицанием божественности Христа, и утверждала, что только наука может быть источником истины.
В 1920-ых годах начались церковные расколы - священник Ангел Флор Мата создал унитарианскую "Филиппинскую Реформированную Церковь" (Iglesia Filipina Reformada) (была распущена в 1929 году, когда ее основатель вернулся в Католическую церковь), в 1924 году о.Деметрио Паскуаль создал "Независимую Филиппинскую Евангелическую Церковь" (Iglesia Filipina Evangélica Independiente), в 1926 году Кириако де лас Ллагас (скончался 1962 году) основал "Филиппинскую Христианскую церковь" (на 1962 год насчитывала 14 приходов).
В 1928 году внутри церкви разразилась открытая борьба между унитарианской фракцией Аглипая и тринитарианской фракцией, которую возглавил Северандо Кастро, епископ Илокоса, которая утрвеждала, что новые доктрины не были утверждены Епископским Верховным Советом; однако борьба оставалась фракционной и не доходила до полного разрыва отношений.
12 января 1930 года отделился епископ Давид А.Рамиро (David A. Ramiro), создавший "Католическую Апостольскую Национальную Церковь" (Iglesia Catolica Apostolica Nacional; в 1944 году насчитывала порядка 50 тысяч верующих), а 11 октября 1930 года епископ Сеферино Рамирез (Ceferino Ramirez) создал Филиппинскую Либеральную Церковь (Philippine Liberal Church; на 1968 год ее возглавлял епископ Винсенте Вергара/Vicente Vergara).

В апреле 1938 года тринитарианская фракция церкви во главе с епископом Изабело де лос Рейсом Младшим окончательно разорвала отношения с Аглипаем и унитарианской фракцией. Однако после смерти Аглипая, последовавшей через полтора года, обе фракции продолжали использовать одно и то же имя (Филиппинская независимая церковь) и утверждать, что именно они являются оригинальной организацией, созданной в 1902 году. К 1939 году число последователей церкви (обеих фракций) выросло, но крайне незначительно - до 1,57 миллиона человек (что, при резком росте населения страны означало падение удельного числа аглипайцев - до 9,8% населения), в ней служило 340 священников.
В 1938 году отделяется Свободная Церковь (Iglesia de la Libertad) (самостоятельно возникшая в 1904 году община под названием "Iglesia Filipina Independiente de Binakayan", затем присоединившаяся к ФНЦ) во главе с епископом Хосе Гамадом. В 1940 году отделился епископ Камило Диел (Camilo Diel) создавший Национальную Филипиннскую Отделенную Церковь (Iglesia Cismatica Filipina Nacional), которая была официально зарегистрирована только в 1947 году, и на 1956 год насчитывала 40 зарегистрированных и 10 незарегистрированных общин, 20 служителей и до 10 тысяч верующих.
Второй верховный епископ ФНЦ Сантьяго Фонасьер во время четырехлетней японской оккупации установил тесные отношения с новыми властями, и за это был в 1946 году снят синодом с занимаемого поста. Однако решения этого не признал, продолжал считать себя верховным епископом до 1955 года, когда решением суда официальным главой ФНЦ был окончательно признан де лос Рейс Младший (в его юрисдикцию было определено 320 церквей и порядка тысячи часовен). После решения суда Фонасьер отделяется от ФНЦ и создаёт независимую юрисдикцию "Независимая Церковь Филиппинских Христиан" (сохранившую унитарианское исповедание) и стал ее Верховным епископом. В 1968 году ее Верховным епископом был Рамон Абая и Сисон (Ramon Abaya y Sison). В 1973 году Верховный епископ "НЦФХ" Винсент К. Пасетес (Vicente K. Pasetes) подписал соглашение об объединении с ФНЦ (объединение было отпраздновано на общей мессе 24 марта 1974 года; Фонасьер таже воссоединился с ФНЦ и скочался в декабре 1974).
В августе 1947 года тринитарианская фракция де лос Рейеса, ставшая во главе церкви, восстановита Тринитарианское Исповедание Веры и приняла новую Конституцию церкви и новые Каноны (в том числе из названия было убрано слово "Католическая") для установления отношений с ЕЦСША, и 7 апреля 1948 года иерархи ФНЦ получили от американских епископалов рукоположения с апостольской преемственностью.
В 1950 году от ФНЦ отделился епископ Хосе Пасион (Jose Pasion), первоначально присоединившийся к "Католической Апостольской Национальной Церкови", а в 1951 году уже создал самостоятельную юрисдикцию с незамысловатым названием "Церковь Епископа" (Bishop's Church). Также когда-то о. Фелипе Язая (Felipe Yazaya) создал "Церковь Бога" (Church of God), расширенное название которой "Католическая и Апостольская Аглипайская Мемориальная Церковь" (Catholic and Apostolic Aglipayan Memorial Church), а епископ Соломон Элегадо создал "Национальную Филиппинскую церковь" (Iglesia Nacional de Filipinas).
Решение суда 1955 года касалось также и всей собственности ФНЦ, легальным владельцем которой объявлялась тринитарианская фракция. Также 4 сентября 1955 года отделилась "Филиппинская Унитарианская Церковь" во главе с о.Педро Аглипаем (в 1958 он уже отделился и от унитариан, образовав "Христа Иисуса Святую Церковь"); большая часть "ФУЦ" воссоединилась с ФНЦ в середине 1970-ых.

В 1960 году число последователей аглипайства (причем всех направлений, на тот момент насчитывающее порядка двух десятков юрисдикций) насчитывала 1,4 миллиона человек, т.е. 5,2% населения. Наибольшая доля аглипайцев приходится на провинцию Северный Илокос, в котором на 1960 год они составляли 55% населения (158 тысяч человек; при этом на момент переписи 1918 года их доля была 75% от общего числа населения, а на 1948 - 60%; вторая по общему числу аглипайцев - провинция Пангасинан, на 1960 год их было 105 тысяч человек, или 12,5% населения, а вторая по удельному числу - провинция Замбалес, где было 56 тычяч верующих, которые составляли 26% населения, тогда как еще в 1948 году их было 38%). В 1962 году ФНЦ подписала конкордат с Англиканским Сообществом (при этом и с 1964 года участвует в Ламетской конференции. В 1965 году церковь вошла в евхаристическое общение с Утрехсткой Унией. В 1977 году в церкви верх взяла "конгрегационалистская" фракция и были приняты новые Каноны и Конституция, в которых епископальному управлению церковью отводилась второстепенная роль. После периода противоборства меньшинство, желающее епископальной формы управления во главе с Верховным Епископом Макарио Га, в мае 1981 года (после того, как Га проиграл в борьбе за пост Верховного Епископа) отделилось и образовало Филипинскую Независимую Католическую Церковь (в 1994 году епископ Га вернулся с частью клира в ФНЦ, однако независимая ФНКЦ продолжила свое существование).
В 1982 году была создана Миссионерская епархия для США и Канады (первая епархия за пределами Филиппин). В 1995 году был подписан конкордат с Церковью Швеции. Согласно переписи 2007 года все ветви алипайского движения вместе насчитывают около 2% населения (примерно 1,8 миллионов человек, при этом только приблизительно 60% из них являются прихожанами собственно крупнейшей ветви аглипайства - ФНЦ (т.е. немногим больше миллиона человек, большей частью в регионе Илокос - северо-запад страны).

Верховный Епископ (Obispo Maximo)

I. Грегорио Аглипай и Лабаян (Gregório Aglípay y Labáyan) (3 августа 1902 - 1 сентября 1940)
II. Сантьяго Фонасьер (Santiágo António Fonacier y Suguítan) (14 октября 1940 - январь 1946)
III. Жерардо Баяка (Gerárdo Bayaca y Medína) (январь - 1 сентября 1946)
IV. Изабело дел ос Рейс Младший (Isabélo de los Réyes, Jr. y Lopez) (1 сентября 1946 - 10 октября 1971)
V. Макарио В. Га (Macário Ga y Vilches) (ноябрь 1971 - май 1981)
VI. Абидас дела Круз (Abdias dela Cruz y Rebantád) (май 1981 - 8 мая 1987)
VII. Солиман Ганно (Solimán Ganno y Florés) (8 мая 1987 - 19 мая 1989)
VIII. Тито Паско (Tito Pasco y Esquíllo) (июнь 1989 - май 1993)
IX. Альберто Б. Раменто (Albérto Raménto y Baldovíno) (май 1993 - май 1999)
X. Томас. А Милламена (Tomás Millaména y Amabran) (май 1999 - май 2005)
XI. Годофредо Дж. Давид (Godofrédo Davíd y Juíco) (май 2005 - май 2011)
XII. Эфраим Фахутагана (Ephraim Fajutagana y Servanez) (10 мая 2011 -

Епархии

Епархия Илокос Норте
Епархия Нуэва Виская
Епархия Западного Минданао
Епархия Илойло
Епархия Южного Минданао (37 приходов)
Епархия Лагуна
Епархия Карага (10 приходов)
Епархия Алкан и Капиз
Епархия Ризал и Пампанья
Епархия Масбате
Епархия Антике
Епархия Кавите (16 приходов)
Епархия Ромблон и Миндорос (13 приходов)
Епархия Негрос Ориентал и Сикиджор
Епархия Сантьяго Сити
Епархия Тарлак
Епархия Дагупан (17 приходов)
Епархия Манилы, Кезон и Пасай
Епархия Батаан и Булакан
Епархия Замбалес
Епархия Нуэва Эция
Епархия Тугуегарао
Епархия Суригао (20 приходов)
Епархия Гуирмас
Епархия Мобука
Епархия США и Канады (создана в 1982; 1. Эугенио Лорето, 2. Вик Эскламадо) (22 прихода)
назад ]
Иерархия церквей
Новости проекта
Гостевая книга
Словарь терминов
География
О проекте
Контакты
Карта проекта
Поиск
 
Религия и СМИ