назад ]

Краткая история Русской Православной Церкви Зарубежной


Предтечами РПЦЗ были Временные высшие церковные управления (ВВЦУ), созданные на территориях, которые занимала белая армия. Причиной их создания была отрезанность от Москвы и патриаршего Высшего церковного управления. Первым в ноябре 1918 г. было создано Сибирское ВВЦУ в Томске, подконтрольное Колчаку. Оно окормляло Поволожье, Урал, Сибирь и Дальний Восток. Находилось в Омске и возглавлялось архиепископом Омским Сильвестром. В конце 1919 переехало в Иркутск, и действовало там до 20 января 1920, когда войска Колчака были разгромлены - часть архиереев осталась в России, а часть уехало в Маньчжурию, где позже присоединились в РПЦЗ. 19-24 мая в Ставрополе действовал Южно-Русский Церковный Собор, на котором было избранно Юго-восточное ВВЦУ, его председателем архиепископ Донской Митрофан. В конце августа в качестве почетного председателя был избран митрополит Киевский Антоний (Храповицкий), который однако не принимал участия в работе ВВЦУ. Первый состав ВВЦУ практически перестал действовать после 8 января 1920, после захвата большевиками Ростова-на-Дону. ВВЦУ возродился в Крыму, при войсках Врангеля, председателем его стал Антоний (Храповицкий), который действовал до эвакуации остатков белых войск.

В ноябре 1920 Антоний (Храповицкий) созвал первый заграничный архиерейский собор. Собор этот переименовал ВВЦУ на Юге России в "Высшее Русское Церковное Управление заграницей" (ВРЦУ), которое избрало Архиерейский Синод во главе с митрополитом Антонием (Храповицким) в качестве исполнительного органа между соборами. В 1921 г., по приглашению Сербского патриарха Димитрия, ВРЦУ переехало в Югославию. 5 мая 1922 года патриарха Тихона заставили здать указ об упразднении "Карловацкого" ВВЦУ. 13 сентября 1922 г. заграничный Архиерейский Синод постановил: "Во исполнение Указа Патриарха и его Синода и Совета – Высшее Церковное Управление упразднить. На основании же постановления Патриарха и тех же органов управления при нeм от 20 ноября 1920 г. за №362 образовать Временный Священный Архиерейский Синод Русской Православной Церкви Заграницей". Таким образом РПЦЗ было окончательно оформлено. В 1921 году Финляндская епархия была отторгнута от РПЦЗ и перешла к Константинопольскому патриарху. Вскоре митрополиты Платон (Американская Митрополия - 1923) и Евлогий (Западная Европа - 1926) вышли из подчинения РПЦЗ и перешли на самоуправление (причем Платон оставался членом синода РПЦЗ до 1926, даже будучи главой "автокефальной" церкви в Америке). Идет процесс создания епархий и нормализации церковной жизни. После декларации митрополита Сергия 1927 г. Заграничный Синод выразил свое несогласие с ним и постановил прекратить административные сношения с Московской Церковной властью. В 1934 году произошло примирение между Евлогием (Георгиевским) и Антонием (Храповицким) (но до воссоединения не дошло). В 1935 Американская митрополияя вошла в подчинение Архиерейскому Синоду в Сремских Карловцах в вопросах веры и канонического порядка, сохраняя за собой внутреннюю автономию. Однако 25 декабя 1946 Американская митрополия снова откололась. В 1938 состоялся Второй Всезарубежный Собор.

После оккупации Югославии в 1941 нацистской Германией Синод РПЦЗ оказался на оккупированной территории и Синод оказался изолирован от других стран. Посредником между немцами и Синодом стал митрополит Берлинский Серафим (Лядэ). Только в 1943, в противовес избранию Патриарха в СССР, было разрешено провести Архиерейский Собор РПЦЗ, на котором было заявлено что Синод не признает избрания патриарха в Москве. В 1944 году Синод переехал в Германию, где находился до ноября 1950 года, когда вместе с массой русских беженцев переместился в США. 6 мая 1946 года Архиерейский Собор принял в РПЦЗ иерархов Украинской и Белорусской Церквей. В 1953 в одной Северной Америке (вместе с Канадой) насчитывалось около 100 приходов подчиненных Зарубежному Синоду, в них постепенно строились постоянный храмы и открывались приходские школы. Собор 1962 г. имел в своем составе 17 архиереев. В 1970 было совершено прославление Германа Аляскинского, а после дарования Москвой Американской Православной Церкви автокефалии (непризнанной Константинополем и другими греческими церквам) часть приходов АПЦ перешла к РПЦЗ. В 1974 году состоялся третий Собор РПЦЗ, на котором были сняты "клятвы" на "старые обряды". А в 1977 - митр. Филарет принял под омофор РПЦЗ группу катакомбного духовенства в СССР, оставшуюся без архиереев. В декабре 1986 года РПЦЗ покинул Спасо-Преображенский монастырь в Бостоне во главе с его настоятелем запрещённым в служении архимандритом Пантелеимоном (Метропулосом), за которым последовали 25 священников и 8 диаконов. Все они занимали крайне изоляционистскую позицию, в частности утверждали что Синод РПЦЗ "необратимо уклонился в экуменизм". 16 мая 1990 было приняло постановление Архиерейского Собора РПЦЗ об учреждении иерархии в России. В 1994 прославлен св. Иоанн Шанхайский и Сан-францисский Чудотворец. 90-е годы наполенны скандалами и раздорами между РПЦЗ и РПЦ, особенно вокруг приходов на постсоветском пространстве и монастырей на Святой Земле.

В 2001 году произошло событие, которое окончательно нарушило мирное существование и развитие церкви. Новый Архиерейский собор принял отставку митрополита Виталия и новым митрополитом избрал Лавра. Однако вскоре грянул раскол - Виталий в Спасо-Преображенском скиту в Мансонвилле (Канада) отказался от своей отставки и заявил, что его насильно заставили уйти со своего поста. Начались взаимные упреки и церковь раскололась на 2 части - большая осталась с митрополитом Лавром, меньшая продолжила признавать своим митрополитом Виталия. Отныне существует две ветви РПЦЗ, Лаврова - РПЦЗ(Л) и Виталиева - РПЦЗ(В). Все участники "Мансонвильского раскола", как называют РПЦЗ(В) сторонники Лавра, были запрещены в служение. После раскола в некоторых приходах образовались по две группы, однако абсолютное большинство заграничных приходов осталось под омофором Лавра (у Виталия вне СНГ после разделения осталось только 28 приходов). Численность верующих РПЦЗ примерно насчитывает 100-200 тысяч человек (по большинству мнений), большая часть приходов расположена в США - 147, вторая по численности страна Германия - 38 (ранее была Россия, однако из-за расколов количество Российских приходов упало до 22, а также 16 на Украине и по 1 в Латвии и Молдове). В Австралии и Новой Зеландии - 33 прихода, Канаде - 21, Южной Америке - 36, Европе (кроме Германии) - 43, и по 1 приходу в Корее, Уганде и Марокко, а также школа за Западном Берегу Иордана (Всего 361 приход). Имеется и 18 монастырей/скитов (до объединения с Московской патриархией).

После разделенияв 2001 году, большая часть церкви, последовавшая за митрополитом Лавром получила неофициальное название название РПЦЗ(Л), и взяла курс на сближение с Московской патриархией (сперва подобные заявления назывались ложью и преувеличением, но вскоре процесс сближения, особенно усилившийся после встречи первоиерарха с президентом Путиным, скрываться перестал). Процесс закончился несколькими встречами и в конце концов на заседании Архиерейского Синода в мае 2006 года было принято решение подписать "Акт о каноническом общении" (подписание которого не было одобрено на только что завершившися Соборе). После этого, начался отток ряда непримиримо-консервативных приходов в разные истинно-православные юрисдикции России и старостильные юрисдикции Греции. Сам "Акт о каноническом общении" был торжественно подпиан патриархом Алексием Вторым и митрополитом Лавром в Храме Христа Спасителя в Москве, где и была отслужена первая совместная литургия. Меньшая часть клириков и общин этого объединения не признала, и образовала РПЦЗ(Агафангела), большая часть признача и стала составной часть Московской патриархии - РПЦЗ(МП). Существование единой крупной опозиционной РПЦЗ прекратилось.

РПЦЗ имело церковное (евхаристическое) общение с:
Истинно Православная Церковь Греции (Старостильная) (1969-1975)
Старостильная Православная Церковь Румынии (8 декабря 1992 - 2006)
Старостильная Православная Церковь Болгарии (15 июля 1994 - 2006)
Старостильный "Синод противостоящих" (15 июля 1994 - 2004)

назад ]
Иерархия церквей
Новости проекта
Гостевая книга
Словарь терминов
География
О проекте
Контакты
Карта проекта
Поиск
 
Религия и СМИ