назад ]

Краткая история Русской Православной Церкви


История Русской Православной Церкви (РПЦ) начинается в 988 году, когда Киевский князь Владимир принял решение крестить Русь. Однако археологические раскопки свидетельствуют, что христиане были на Руси и до 988. Скорее всего, это были купцы, торговавшие с Византией. Однако об этой части истории русской церкви почти ничего не известно, в каком качестве существовали русские христианские общины, кому они подчинялись - об этом также информации нет.

В 988 году, вместе с крещением Руси были образованы и первые епархии - в Киеве Киевская метрополия, главенствующая над всею Русской церковью, в 990 году - Ростовская епархия, в 992 - Новгородская. В период раскола государства на удельные княжества каждое из них стремилось иметь свою епархию, чтобы не зависеть от других не только политически, но и духовно. Однако общее количество епархий не было велико - оно не превышало двух десятков, и на начало реформы патриарха Никона их было 13. Зависимость их от центральной митрополии часто была условна - так Новгородский архиепископ, являвшийся одним из важнейших должностных лиц боярской республики, избирался фактически не зависимо от Киева.

Православная Церковь Руси была зависимой от Константинопольского патриарха и ее главы - митрополиты - назначались из столицы империи. Часто это были греки, не заинтересованные в развитии русских особенностей церкви. Разделение церкви началось с завоеванием части русских земель Литовским княжеством, а затем Литовско-Польским королевством. Король Польский и князь Литовский был заинтересован в образовании собственной, независимой от России, православной митрополии. Уже в 1354 году был рукоположен митрополит Волыно-Литовский Роман, однако независимая Литовская митрополия с центром в Вильне не прижилась (хотя борьба за нее велась до середины 15-го века). С усилением Москвы, когда она фактически стала центром единого Русского государства, появилась потребность и в митрополите, имеющим свой престол в Москве. Таким митрополитом стал Иона, избранный в 1431 году. Однако за его избранием не последовало рукоположение, и в Киеве пребывало еще два митрополита. Только после бегства митрополита Исидора, Иона был признан епархиями и рукоположен 15 декабря 1448 года, и при этом не был назначен из Константинополя. Таким образом, русская церковь фактически приобрела самостоятельность - автокефалию, которая полторы сотни лет не была признана остальными православными церквями. Именно с образованием фактически автокефальной Русской церкви началось разделение церкви на Московскую и Западнорусскую (находящуюся в пределах Речи Посполитой), главой западнорусской церкви остался митрополит Киевский.

Однако католическая Речь Посполитая была заинтересована в полном подчинении православия папе Римскому. В Западнорусской церкви начались попытки перевода церкви в унию с Римом. Эти попытки были успешно завершены 25 декабря 1595 года, подписанием Брестской унии, по которой церковные иерархи, сохранив православную обрядность, принимали главенство папы и догматы католической церкви.. Унию приняли Киевский митрополит Михаил (Рагоза) и еще пять епархий - Луцкая, Хельмская, Брестско-Владимирская, Пинская, Полоцкая. Затем Перемышльская, Смоленская (1626) и Львовская (1700). Параллельно с принятием унии иерархами и фактически уничтожением иерархии православной, уния насильно насаждалась и в отдельных приходах. До 1622 года православная церковь в части Речи Посполитой существовала в качестве отдельных монастырей и приходов, подчиненных Константинопольской церкви. Королю Речи Посполитой было невыгодны постоянные религиозные восстания и трения на территории современных Украины и Белоруссии, и чтобы уменьшить напряжение было решено возобновить православную Киевскую митрополию. В 1622, впервые за 27 лет появился митрополит в Киеве, назначенный из Константинополя. По 1685 год Киевские митрополиты были экзархами Константинопольского престола. Наконец в 1685 году Киевская митрополия фактически епархией церкви Российской, 27 января 1688 года московские власти запрещают Киевскому митрополиту именоваться митрополитом "всея Руси", окончательно подчиняя киевскую кафедру московской.

Тем временем в самой Русской церкви произошли важные изменения. В 1589 Московская митрополия была преобразована в Патриархию, и ее автокефалия была признана остальными поместными церквями. Патриарх стал крайне важной фигурой в русском обществе. В 1652 году патриархом стал Никон. Для укрепления позиций русского православия на новых российских территориях (ныне Украина) и поднятия его международного престижа он провел богослужебную реформу (исправление богослужебных книг и икон по византийским образцам, коррективы в обрядности, в частности написание Иисус вместо Исус, введение трехперстного крестного знамения вместо двухперстного, замена земных поклонов поясными, изменение направления движения богослужения (посолоснь), допущение шестиконечного креста наряду с восьмиконечным, введение регулярной церковной проповеди). Богослужебные изменения были введены по подобию греческих (которые, в отличии от обрядов русских, менялись на протяжении всего предшествующего времени). В результате реформы произошел раскол церкви, часть населения и духовенства не захотела принимать изменения. Собор 1666-1667 г. предал анафеме всех противников реформы, окончательно закрепив раскол в церкви. Появившееся движение старообрядцев вскоре распалось на множество течений, часто совсем не похожих друг на друга. Также у старообрядцев вызывал протест и способ проведения реформ - они были приняты не собором, а единолично патриархом.

Новый поворот в истории церкви произошел в 1721. Петр I, недовольный существованием мощного церковного деятеля, очень авторитетного в обществе - патриарха уничтожил эту должность. Сперва, после смерти патриарха Адриана в 1700 году не был избран новый патриарх, а был назначен местоблюститель, а в 1721 само патриаршество было официально отменено, и для руководства церковью был образован коллегиальный орган - Синод. Во главе Синода стоял обер-прокурор, не принадлежавший к церковной иерархии, который являлся обыкновенным царским чиновником.

Синодальное управление существовало до 1917 года, когда после Октябрьской революции на поместном соборе было восстановлено патриаршество. Патриархом был избран вл.Тихон (Белавин). До февраля 1918 года Русская церковь имела статус государственной. Практически с самого начала начались жестокие преследования церкви, продолжавшиеся весь период существования Советской власти. Также церковь была потрясен рядом расколов. Во-первых от нее отделилась Украинская Автокефальная православная церковь, образовавшаяся на территории Украинской Республики. Появилось и оппозиционное движение, активно поддержанное советскими репрессивными органами, названное обновленчеством. В период наивысшего подъема оно пользовалось поддержкой почти половины правящих архиереев (37 из 73, причем почти все православные архиереи находились в заключении). С самого начала оно было не однородным и образованные обновленцами различные церкви так никогда и не объединились. После смерти патриарха Тихона в 1924 и по 1943 год церковь, против которой проводилась активная репрессивная политика, снова не имела правящего патриарха. После 1927 года, от митрополита Сергия, признавшего советскую власть, отделились церкви и группы (некоторые из них превратились в весьма закрытые секты), так и не признавшие новую власть, которые получили коллективное название Истинно-православная церковь (самыми крупными из этих групп были иосифлиане и. даниловцы), также было мощное движение "непоминающих", которые формально не порывали с РПЦ, однако и не поминали на литургии местоблюстителя м.Сергия.

Советский период церкви - это время гонений, массового уничтожения храмов и священнослужителей. За десятилетия репрессий большинство храмов и монастырей было уничтожено (к примеру, в 1912 году в Смоленской епархии было 812 церквей, 102 часовни и 16 монастырей; на январь 1985 - всего 35 храмов). Только во время Второй Мировой войны, желая мобилизовать все имеющиеся ресурсы (в том числе и духовные), руководство СССР начало выпускать из лагерей священнослужителей и разрешать легальное существование ограниченного количества церквей. Наименование Русская православная церковь было принято как официальное и признано государством осенью 1943 года. Тогда же было восстановлено патриаршество. После окончания Второй Мировой войны на присоединенных территориях Западной Украины была ликвидирована УГКЦ, чьи храмы были переданы в ведение РПЦ. До падения советского режима приходы на западе Украины составляли большинство действующих приходов церкви. Во время хрущевской "оттепели" начинается новая волна закрытия церквей - если на 1949 год приходилось 14477 храмов и молитвенных домов (однако именно с 1949 начинается процесс закрытия храмов, в 1959 только набравший обороты), в 1965 году их остается только 7551.

Введение в СССР перестройки и гласности дали новый импульс развитию церкви, особенно после празднования тысячелетия крещения Руси в 1988 году. Началось массовое крещение ранее не крещеных людей, открытие храмов, рукоположения новых священников. На 1988 год в РПЦ было 76 епархий, 6893 прихода, а общее число духовенства составляло 7397 человек. Однако на территории Украины церковь понесла значительный урон - вышла из подполья УГКЦ, была восстановлена деятельность Украинской Автокефальной Православной Церкви. В 1991 была образована автономная Украинская Православная Церковь, а в 1993 ее митрополит Филарет провел объединительный съезд с УАПЦ, образовав УПЦ КП. Но это не уничтожило РПЦ на Украине, она т по сей день является самой многочисленной конфессией в стране. Вторым болезненным ударом церкви отделение части Эстонской епархии и ее присоединение к Константинопольскому патриархату, в результате чего между двумя патриархатами некоторое время были весьма напряженные отношения. С другой стороны по всей России и ближнему зарубежью растет количество храмов и приходов, а также растет и влияние церкви. 17 мая 2007года было восстановлено общение с РПЦЗ. В 2008 году по официальной статистике Московский патриархат объединяет 156 епархий, в которых служит 196 архиереев (из них 148 епархиальных и 48 викарных). Количество приходов Московского патриархата достигло 29 141, общее число священнослужителей - 30 544; имеется 769 монастырей (372 мужских и 392 женских). На декабрь 2009 было уже 159 епархий, 30 142 прихода, духовенства – 32 266 человек

назад ]
Иерархия церквей
Новости проекта
Гостевая книга
Словарь терминов
География
О проекте
Контакты
Карта проекта
Поиск
 
Религия и СМИ