назад ]

Украинская Православная Церковь Киевский Патриархат


Иерархия УПЦ КП

Краткая история церкви

(Українська православна церква Київський патріархат) В 1991 митрополит Филарет, возглавляющий УПЦ начинает настойчиво добиваться автокефалии (прошение об автокефалии было подано в Москву 3 ноября 1991). В итоге разгоревшегося конфликта, 7 апреля 1992 перестал подчиняться Московскому Патриархату. 27 мая 1992 года в Харькове собрался собор УПЦ, который сместил митрополита Филарета с должности Предстоятеля УПЦ, Киевской кафедры и отчислил его из штата с запрещением в священнослужении. М.Филарет (Денисенко), не признав этого решения, с группой последователей стал фактически независимым иерархом, продолжая считать себя главой УПЦ. За м.Филаретом остались Владимирский собор, где он продолжил служить, митрополичья резиденция. 25 июня 1992 года м. Филарет со своими последователями (по их мнению представляя все УПЦ) провел объединительный собор с УАПЦ, в результате которого появилась новая единая церковь - Украинская Православная Церковь Киевского патриархата. Единым патриархом остался Мстислав (который не участвовал в самом процессе объединения и пребывая в США имел весьма смутное представление о происходящем в Украине). 17 октября 1992 года патриарх Мстислав, непризнавший обхединения, отлучинл от УАПЦ владык Антония (Масендича) и Владимира (Романюка). После объединения м.Филарет вновь перерукоположил многих архиереев УАПЦ (для некоторых это было уже третье рукоположение). Не смотря на принятие нового названия ("УПЦ КП"), всем приходам УАПЦ, которые вошли в состав церкви, было дозволено сохранять свое историческое название (приход УАПЦ), не вводя новой аббревиатуры. Далеко не все приходы УАПЦ в Украине признали объединительный собор, трое иерархов отказалось от объединения с м.Филаретом (как по идеологически - они сомневались в искренности бывшего митрополита Московского патриархата, но один из них скоро вернулся в УПЦ-КП). В июле к УПЦ КП из УПЦ присоединился епископ Львовский Андрей (Горак), принесший с собой и все имущество епархии. К 1993 году патриарх Мстислав практически прервал отношения со своей украинской "паствой", которая фактически была разделена на две части. Фактически уже весной 1993 года на Украине оформились две независимые конфессии. Причем обе формально возглавлял Мстислав Скрипник, и в обеих фактически всеми делами заправляли совершенно другие лица.

11 июня 1993 г. умер патриарх Мстислав. Эта новость стала началом окончательно размежевания между УАПЦ и УПЦ-КП, каждая из которых избрала своего патриарха. За 1,5 года от формирования УПЦ КП ее покинуло 12 архиереев, вернувшихся в РПЦ. Даже после отхода части приходов и иерархов в УАПЦ в церкви была довольно значительная партия противников избрания м.Филарета патриархом. Местоблюстителем патриарха стал Романюк. А 21-24 октября 1993 года в Киеве состоялся Собор УПЦ КП, на котором Романюк был избран патриархом Киевским. м.Филарет же остался "заместителем патриарха" и фактически продолжал руководить церковью. Также церковь начинает расширяться за пределы Украины. Принимаются в лоно церкви представители Украинской Автокефальной Православной Церкви Соборноправной. В 1993 был принят в общение т.н Миланский Сннод (разорвавший общение в 1997). Вошли в состав УПЦ КП и группы приходов и клириков на территории России (преимущественно перед этим входившие в РПЦЗ), из числа которых были созданны «Российская православная церковь Киевского патриархата» (РПЦ-КП) и «Истинно-православная церковь Киевского патриархата», однако буквально за пару лет, потеряв нескольких клириков, российские приходы были преобразованы в три епархии (Курско-Обоянскую, Богородскую и Сибирскую), которые ныне суммарно насчитывают от 40 до 50 приходов. После смерти патриарха Мстислава УПЦ в США некоторое время находилась в духовном общении с УПЦ КП, однако фактически Киеву не подчинялась. В начале 1995 УПЦ в США присоединилась к Константинопольскому патриархату. Однако около 20 приходов в США, Австралии и Латинской Америке остались в юрисдикции Киевского патриархата. В 2002 г. они создали викариатство в США, которое возглавляет епископ Стефан (Биляк).

К середине 1995 года УПЦ КП включала в себя 24 епархии с 1700 приходов. В ней было около 1300 священнослужителей, 4 духовных учебных заведения, 7 периодических изданий и 15 монастырей. 14 июля 1995 года скончался патриарх Владимир. Попытка его похорон в соборе св. Софии кончилось жестоким побоищем и похоронами тела патриарха прямо на площади. Противники м.Филарета (в основном из западных епархий) в августе 1995 года собралось на Собор, на котором ради единства православия призвала Филарета не выдвигаться на пост патриарха. 19 октября 1995 года состоялся Архиерейский собор, в работе которого участвовало 25 архиереев УПЦ КП, представлявших 27 епархий (7 из них за пределами Украины). Однако перед самим собором 4 архиерея вместе со своими епархиями перешли из УПЦ КП в УАПЦ. Это были западные епархии, в которых было более 700 приходов (чуть ли не половина церкви, по другим данным 943, т.е. больше половины). На Соборе же м.Филарет почти единогласно был избран патриархом.

В 1996 году в церковь были приняты трое греческих епископов, а в 1998 году к церкви присоединилось 4 прихода в Кливленде (США), которые отделились от Украинской Православной Церкви в США. Кроме приема независимых клириков под свой омофор, в качестве выхода из церковной изоляции УПЦ КП использовала и налаживание отношений с иными непризнанными мировым православием церквями. Так, Киевский патриархат поддерживал отношения с Альтернативным Синдом Болгарской Церкви, Черногорской православной церковью. Данные действия дали повод для разговоров о создании во главе с УПЦ КП "альтернативной" семьи православных церквей. В 1997 году, благодаря переходу ряда священников из РПЦ была создана новая, Херсонская (Таврическая епархия), ныне насчитывающая 74 прихода.

В 2004 году УПЦ КП имела 29 епархий, 3 епархии за рубежом и одно викариатство в США, 37 архиереев, 10 духовных учебных заведений. На приходах УПЦ КП служило 2 892 священника и диакона. Количество мужских и женских монастырей возросло до 43, а количество приходов до 3 760. Одна из крупных проблем церкви - весьма слабое монашество, на 2008 год в УПЦ КП пребывало 136 монахов (для сравнения - в это же время в УПЦ было 4399 монахов, а в УГКЦ — 1269). Таким образом выбор кандидатов для рукоположения во епископы достаточно мал. На 1 января 2010 на территории Украины юрисдикция имеет 4281 приход. Так что церковь достаточно активно растет, хотя иногда рост этот бывает семьма условным - некоторое количество зарегистрированных приходов существуют только на бумаге и не являются реально действующими приходами (данна проблема свойственна и для УПЦ, т.к. меджу двумы церквями ведется конкурентная борьба за приходы, изредка переростающая в столкновения с кровопролитием). Наибольшую поддержку церковь, считающая себя выразителем национальной украинской идеи (богослужение в УПЦ КП проходит на украинском языке), имеет на западе и в центре Украины (более 400 приходов имеется в Киевской /вместе с Киевом/ и Львовской областях, более 300 приходов в Волынской и Ровненской областях, более 200 в Ивано-Франковской, Тернопольской, Хмельницкой и Винницкой областях). Тогда как на юге и востоке страны позиции церкви довольно слабы (в Харьковской области 14 приходов, в Луганской - 21, Закарпатской - 26, в Крыму 38). Кроме Украины УПЦ КП имеет приходы в России, Молдове, США, Греции, Германии. Церковь постепенно растет - на 1 января 2013 года она насчитывала 4536 приходов и 3141 священников (т.е. за 9 лет число приходов выросло на 776, число священников - на 249).

С начала 2000-ых годов церковь взяла курс на выход из церковной изоляции, пытаясь налаживать отношения с Константинопольским патриархатом. Также церковь стала пользоваться заметной поддержкой государственных властей (особенно с 2005 по 2010 года), что в собственном самосознании превратило ее в респектабельную государствообразующую церковь (в следствии чего прекратились авантюры с принятием под свой омофор различных непризнанных мировым православием групп). В 2009 году была созданна комиссия по диалогу с УПЦ, а в начале октября 2009 состоялось совместное заседание подобных комиссий обеих церквей. Число последователей Киевского патриархата длостаточно тружно определить, самые оптимистичные опросы називают 30% населения. Однако на самом деле самое большое число номинально православных граждан Украины вообще не имеют четкой юрисдикционной принадлежности, т.к. не являются активно практикующими и слабо представляют себе разницу между юрисдикциями. Реальных постоянных приходан УПЦ КП в разы меньше. И хотя большее число людей декларируют свою принадлежность к Киевскому патриархату, реальных прихожан Московского патриархата остается больше, в этом отношении статистика приходов, при всей ее несовершенности, ближе к реальному положению дел.

Ссылки

Сайт церкви (укр., рус., англ.)

назад ]
Иерархия церквей
Новости проекта
Гостевая книга
Словарь терминов
География
О проекте
Контакты
Карта проекта
Поиск
 
Религия и СМИ