назад ]

Украинская Автокефальная Православная Церковь


Иерархия УАПЦ

Краткая история церкви

(Українська автокефальна православна церква) После смерти патриарха Мстислава группа иерархов УАПЦ, находящаяся в оппозиции м.Филарету провела собственный собор, закрепивший разделение третьего возрождения УАПЦ. Созванный 7 сентября 1993 года Собор УАПЦ выбрал новым патриархом Львовского протоирея Володимира Ярему. Он был пострижен в монаха с именем Дмитрий и быстро проведен через все степени священства и уже 14 октября 1993 проведена его интроницация. Без особых волнений церковь жила только следующие 2 года. В первой половине октября 1995 года состоялось объединение с 4-мя архиереями, покинувшими УПЦ КП, которые привели с собой более 700 приходов. А еще через год - осенью 1996 года грянул новый кризис, в ходе которого патриарх Дмитрий окончательно разругался с митрополитом Петром (Петрусем), которого даже лишил епископского сана. Это вызвало раскол - Петр с рядом архиереев отделился от патриарха Дмитрия и на собственном соборе низложил патриарха и его соратников. Так образовались две противоборствующие церкви с одним названием. Епископы Петро (Петрусь), Андрей (Абрамчук) и их единомышленники, считавшие именно свою церковь "Украинской автокефальной православной церковью", ввели у себя не "патриаршее", а синодальное управление, дабы не доводить ситуацию в расколе до абсурда избранием третьего патриарха. Вместо этого они избрали патриаршего местоблюстителя, которым стал епископ Василий Бондарчук (тем более что в новой юрисдикции было два лидера и избрание в ней нового патриарха могло вызвать очередной раскол; а епископ Василий и без того был главой отдельной аморфной юрисдикции - УАПЦ(В)). В итоге епископы Петро и Андрей все же разошлись и последний вернулся к только что им самим низложенному патриарху Дмитрию (Яреме), а еп.Петр присоединился сперва к УПЦ КП, а затем создал отдельную юрисдикцию - УАПЦЛ. В феврале 2000 года патриарх Дмитрий скончался. УАПЦ решило предложить руководство церковью американскому митрополиту Константину (что могло бы сделать из частью канонического православия), но тот только принял их под свой духовный омофор, но напрямую возглавить церковь не решился. Однако УАПЦ продолжала считать его главой церкви, тогда как на соборе в октябре 2000 года предстоятелем церкви был избран Мефодий (Кудряков) (от предоставления ему сана патриарха УАПЦ решило пока воздержаться).

В 2003 случился новый раскол. В ходе борьбы за власть между владыками Мефодием и Игорем УАПЦ раскололась на две части, верные арх.Игорю образуют УАПЦ(о). Весной 2005 года Львовская епархия УАПЦ провела собор, на котором прихнала своим непосредственным главой митрополита Константина, и вышла из подчинения м.Мефодию (в ней зарегестрировано 361 приход, реально действует ок. 250), однако к лету 2006 года общение с м.Мефодием было возобновлено. Периодически появляется информация о переговорах об объединении УАПЦ то с УПЦ (совместная комиссия по объединению была создана в 2006 и возобновлена в 2010), то с УПЦ КП (от отношений с последней церковь воздерживается с 2007 года). В марте 2009 года из УАПЦ в УПЦ КП перешли 33 прихода, из числа которых было образовано Тернопольскую и Теребовлянскую епархию. Время от времени происходит переход отдельных епископов из УПЦ КП и обратно. 16 июля 2010 года Архиерейский Собор принял решение про одностороннее поминание Константинопольского патриарха на богослужении. В богослужении используется преимущественно современный украинский язык, реже - церковнословянский. УАПЦ сконцентрована в трех областях на Западе Украины (Львовской - 367 зарегистрированных прихода, Тернопольской - 250 приходов и Ивано-Франковской - 141 приход), в остальных областях их число не достигает и сотни, а во многих областях не достигает и десяти (Запорожская, Донецкая, Днепропетровская, Харьковская, Житомирская, Запорожская, Луганская, Николаевская, Одесская области, АР Крым), что делает ее крайне региональной, западно-украинской по своей сути; а также ставит в весьма различные условия епископов - так еп. Макарий управляет более чем 350 приходами, а еп.Роман только 18. Также практически отсутствует монашество - на 1 января 2008 года в церкви имелось 6 монастырей с 12 монахами. Также имеются приходы церкви в России (1), Италии и Германии.

Ссылки

Сайт церкви (укр., рус., англ.)

назад ]
Иерархия церквей
Новости проекта
Гостевая книга
Словарь терминов
География
О проекте
Контакты
Карта проекта
Поиск
 
Религия и СМИ