назад ]

Бегунский Толк (Странники, Пустынники, Сопелковцы)

Истинно Православные Христиане Странствующие (Странники, Бегуны, Пустынники, Сопелковцы)


Краткая история церкви

Основатель толка - Ефимий, бывший солдат, уроженец Переславля-Залесского. Бегуны отделились от филипповцев, которых критиковали за соглашательство с "антихристовым миром" (в частности, официальное записывание в "раскольники"). В 1782 г. инок Ефимий крестил сам себя "в странство" с именем Евфимий, положив тем самым начало новому старообрядческому согласию - "странствующей церкви". Обосновавшись в Ярославской губернии, Евфимий выступил с рез­кими обличениями филипповцев, написал "разглагольствие" под за­главием "О настоящем в древнецерковном исповедании несогласии с Антихристовыми жрецами" (1784). В Пошехонских лесах им была создана первая община, которая вынуждена была уйти в Костромскую губернию (в Галичские леса), через два года в деревню Малышеве, а потом снова вернулись в Яро­славль. Под Ярославлем Евфимий скончался 20 июля 1792. Из Ярославля странники перебларись в село Сопел­ки, ставшее центром согласия (которое также получило из-за этого название "сопелковское"). Постепенно согласие распространилось и на другие губернии Рос­сийской империи — целая сеть тайных моленных и пристанищ для стран­ников широко раскинулась по всей стране. Наиболее распространенным согласие было в Ярославской губернии. В одном толь­ко Романово-Борисоглебском уезде (не считая самого города) в 1853 г. проживали 2374 келейницы. 21 мая 1860 года в деревне Мишковская (Каргопольские уезд) произошло одно из последних в истории старообрядчества самосожжение 15 странников.
Странники изначально понимали пришествие антихриста не духовно, а чувственно. Инок Евфимий писал "Апокалиптический зверь есть царская власть, икона его — власть гражданская, дело его - власть духовная". Для спасе­ния души необходимо было полностью порвать с обществом и отка­заться от всех видимых знаков антихристовой власти. Cтранники делились на две группы: собствен­но странников и странноприимцев. Странники, или "крыющиеся", были людьми, полностью порвавшими все связи с "миром", не имевшими иму­щества, документов, крова, семьи. Они вели фактически монашеский образ жизни. Странноприимцы, или "жиловые", вели оседлый образ жизни и содержали "пристанодержательства" для "крыющихся", пере­ходивших с места на место, проповедавших и прятавшихся от соблазнов внешнего мира. Подобные пристанища устраивались с особыми тайни­ками для "крыющихся".
В начале XIX века из согласия странников выделился толк "безденежников", члены которого постановили не брать денег (их брали только странноприимники). Церские власти узнали о существовании странников только в 1850 году, после чего последовали массовые репрессии и разгром основных страннических центров. Во второй половине XIX столетия наставник Никита Семенов (Никита Семенович Киселев) составил устав (или статьи, от которых последователи его и называются "статейниками"), регламентирующий жизнь христианских общин и утверждающих иерархическое подчинение младших старшим, по примеру священной иерархии (в частности создавалась и позиция над всеми старшего, вроде патриарха, который управлял бы всеми делами и контролировал бы общецерковную кассу). Эти "Статьи" были утверждены на соборе 1860 года, преимущим старшим был избран Никита Семенов. Однако часть странников иерархической структуры не приняла, из главными центрами стали Сибирь и Поморье. Приблизительное соотношение между "статейниками" и статей не принявшими определить невозможно из-за общей скрытности страннического согласия и сильно различающихся данных (некоторые источники указывают, что "статейники" стали маленькой группой, другие считают, что они составили большинство странников). На соборе "статейников" 20 июня 1895 общество было распределено на пять округов (стран) - Ярославский округ, Вичугский, Вологодский, Каргопольский и Казанский, которые в свою очередь делились на пределы. В начале XX века в г. Данилове Ярославской губ. было создано духовное училище странников-"статейников", которое было разгромлено в 1930 году. В 1913 году в среде "статейников" произошел раскол, преимущего старшего Рябинина его оппоненты (ранее смещенный преимущий Корнилий Пятаков и Федор Михайлов, старший Вичугского округа) обвинили в превышении власти, попытке диктата, забвении принципа соборности церкви. В итоге обе группы практически одновременно, в мае 1913 года, провели соборы и предали друг друга анафеме. Попытки примерения, принятые в последующие годы, результата не дали.
На момент Октябрьской революции в странствии находилось порядка 2-3 тысяч активных странников. Новая власть была ими встречена без враждебнсти, в ней видели освобождение от религиозного притеснения. Подавляющее большинство странников покинули скитальческий образ жизни и всту­пили в права советских граждан, стали жить откры­то, организовывать свои коллективы, кооперативные артели, строить молитвенные дома, что продолжалось до 1930 года, когда их вновь начали преследовать, и самые актинвые снова перешли в подполье, "в странствие".
При Хрущеве странников осуждали за антисоветскую деятельность. В брежневские времена заставляли принимать паспорта и осуждали за тунеядство. При советской власти стало совершенно невозможно скитское спасение в лесах, скиты обычно делали в доступности от деревень, чтобы местные христолюбцы могли иметь общение с христианами и помогать им, но власти через лесников и егерей быстро узнавали о скитах и разоряли их. За временя преследований многие пределы были опустошены полностью (например Каргопольский, Пермский, Казанский). Странники стали проживать преимущественно в домах странноприимцев, образовались крупные общины в Средней Азии, где притеснение было не столь сильным. Сейчас в "странствии" в основном престарелые бабушки (обычно "выходят в странстие" в старости или при смертельной болезни - выписавются с места жительства, уничтожают паспорт, несут шестинедельный пост и крестятся), людей среднего возраста и молодежи не много. Странноприимцы, открыто проживающие в миру с документами, являются в церкви оглашенными. Молятся странники только на свои иконы, сделаные другими странниками, сами льют тельные кресты, катают свечи. Стол и посуда у христолюбцев и христиан (странников) разная.
В настоящее время небольшие группы странников, не принявших "статей" существуют в Ярославской, Ивановской областях и в Западной Сибири. Также в западной Западной Сибири есть скиты и поселения странников-безденежников (центр находится в тайге Томской области), семьи, их поддерживающие, имеются в Московской, Тверской и Ярославской областях и на Урале. В от статейников-корнило-федоровцев осталось несколько семей в Ярославской и Ивановской областях. В странствии у них находится всего одна бабушка, которая по состоянию здоровья сама уже крестить не может. Странники-статейники ныне живут в Новосибирском, Новокузнецком, Екатеринбургском, Курганском, Пермском, Ярославском, Казанском пределе, в Коми.

Преимущий старший Странников "статейников"

Никита Семенов (Никита Семенович Киселев) (1860 - 4 марта 1894)
Роман Логинов (1895 - 10 августа 1900)
Корнилий Петрович Пятаков (1 сентября 1900 - 21 августа 1910)
Александр Васильевич Рябинин (о.Арсений) (1910-1937)
Афанасий Иванович Коровин (1937-1938)
Василий Иванович (Кузнецов) (1938-1941)
Никон Степанович (о.Никита)
инок Варлаам (Перевышин Григорий-Василий Николаевич) (-1971)
о. Иона (-1974)
о. Илья (-1987?)
о. Артемий (-1990)
о. Варфоломей (-2002)
о. Владимир (2002 - 8 июля 2014)
о. П. (сентябрь 2014 -

Преимущий старший Странников "статейников" корнило-федоровцев

Федор Ми­хайлович (май 1913 - 27 мая 1917)
Александр Петрович Берсенев (1917 - 4 ян­варя 1941)

назад ]
Иерархия церквей
Новости проекта
Гостевая книга
Словарь терминов
География
О проекте
Контакты
Карта проекта
Поиск
 
Религия и СМИ