назад ]

Филипповское согласие


Краткая история церкви

Самоназвание филипповцев - "християне старопоморского и соловецкого потомства". После смерти Андрея Денисова новым настоятелем Выговского общежительства был избран Семен Денисов, а не инок Филипп (Фотий Васильев), которому некоторые прочили настоятельство. В итоге инок Филипп начал проявлять неповиновение новому настоятелю, чем вносил в общежительство раздор (он не принял моления на царя-никонианина, принятое Выговской обителью). Выговский собор, состоявшийся 14 сентября 1737 года, принял сторону Семена Денисова и осудил старца Филиппа, после чего тот вместе со своими сторонниками (около 50 человек) отделился и на реке Умбе основал новую обитель, положив начало филипповскому согласию. Однако в окрябре 1742 года об обители, не молящейся за царя, стало известно властям. К воротам прибыл карательный отряд, и когда он начал рубить ворота, Филипп с 72 последователями собрались в моленной и совершили в ней самосожжение. 24 октябр 1742 года вместе собрались и совершили самосожжение еще 49 последователей Филиппа, жившие за пределами обители. В 1747 году филипповский старец Терентий, вместе с 98 своими сторонниками так­же сгорел на глазах воинской команды. В 1750 году старец Матфей с десятками верный также совершил самосожжение. По стране прокатилась волна филипповских гарей.
В отличие от поморцев, филипповцы не приняли тропарь за царя и строго соблюдали безбрачие; в отличие от федосеевцев, они воздерживались от общения не только с неверными, но и со "староженами", более твердо соблюдали небрачие, не поклонялись Богородичной иконе "Всем скорбящим радосте", утверждая, что она была явлена уже после патриарха Никона. Новые члены принимались от федосеевцев через шестинедельный пост, от брачных поморцев - через двенадцатинедельный, от прочих — перекрещивались.
Со временем филипповское учение достаточно широко распространилось в деревнях северных губерний: в Верхнем Подвинье, в Сольвычегодском и Великоустюжском уездах, на Кокшеньге и Ваге, в Тотемском уезде и в других местах Вологодской губернии, на Верхней Волге — в Кимрах, Угличе, Ростове Великом, Рыбинске, Ярославле и окрестных селах, а также в Костромской, Архангельской и Олонецкой губерниях. В Угличе даже был создан филипповский монастырь, разоренный властями в середине XIX в. Одним из значительных центров филипповского согласия до наших дней остается село (впоследствии — город) Кимры Тверской губернии. Филипповцы стали появляться и в других, более отдаленных от Поморья районах России — в Среднем Поволжье, в Урене (Нижегородская губерния), в Нолинском и Глазовском уездах Вятской губернии, на Южной Вятке. Филипповские общины появились в крупных городах - Москве, Петербурге, Одессе, а также за границей - в Польше и Румынии. В 1760-е гг. значительная часть московских поморцев последовала филипповскому учению, а в 1780-е гг. выходцы из Кимр основали в Москве главный духовный центр филипповцев - Братский двор, сопоставимый по своему значению для них с Преображенским и Рогожским кладбищами. В конце XVIII в. московская филипповская община насчитывала до 300 человек. Вплоть до 1917 г. Братский двор, как и большинство других старообрядческих храмов и монастырей, считался частной собственностью, переходившей от одного доверенного лица к другому. Филипповская моленная была закрыта в 1933 году. Московская община полностью исчезла в начале 90-ых, когда умерли последние старики. Молодые же представители согласия во главе со своим наставником переселились в Архангельскую область, где воссоздали общину под Каргополем. К концу ХХ века почти все филипповские общины за пределами Южной Вятки либо прекратили свое существование (Москва, Петербург, Подвинье), либо стоят на грани исчезновения (Кимры, Удорское поречье). На территории северной Удмуртии (ранее Глазовский уезд Вятской губернии) филипповцы появились первой половине XVIII века (мигрировали с Поморья и с Южной Вятки). Уже в конце XIX века филипповское согласие было одним из самых многочисленных в уезде. Центральными считались приходы сел Святогорье (Красногорское), Архангельское, Старые Зятцы, где в 49 селениях филипповцев насчитывалось 4024 человека.
Уржумские на соборе в селе Шурма 1873 года разделились на два направления - шихалевское (или ионовцы, от отчества наставника Михаила Ионовича; кладут икону при погребении "по естеству", то есть ликом к молящимся; стоят во время молитвы седьмой лестовки Богородице; не разрешают женщинам петь на молениях, называя женское пение "змеиным шипением" и отмечая, что женщины не могут молиться с мужчинами вместе; на молениях все стоят без обуви) и максинерское (васинское; от отчества наставника Алексея Васильевича; кладут икону ликом к покойнику; кладут поклоны во время молитвы седьмой лестовки Богородице; допускают женщин к пению; идут на службу в валенках даже летом).
В настоящее время старообрядцы-филипповцы проживают в основном на севере Удмуртской республики: в Красногорском, Игринском районах, небольшая группа – в Дебесском районе Удмуртии, и несколько десятков семей – в г. Ижевске. Одним из центров остается город Кимры, имеется община под Каргополем. Крупным филипповским центром являются общины филипповцев в Уржумском района Кировской области (общины с моленными и наставниками в селе Шурма и поселоке Пиляндыш; верующие в ряде других деревень и самом Уржуме). Отдельные верующие проживают на севере Нижегородской области. Практически везде филипповцы - это небольшие группы или отдельные старики, крепко стоящие в своей вере и не смешивающиеся с другими согласиями. На территории России это согласие представлено лишь несколькими общинами и, по приблизительным оценкам, составляет не более 200-300 человек (однако оценки могут быть заниченными из-за замкнутости филипповских общин).

назад ]
Иерархия церквей
Новости проекта
Гостевая книга
Словарь терминов
География
О проекте
Контакты
Карта проекта
Поиск
 
Религия и СМИ