назад ]

Федосеевское согласие


Краткая история согласия

Согласие было основано Феодосием Васильевым (1661-1711), который учил, что "антихрист царствует в мире ныне, но царствует духовно в видимой Церкви... Все таинства ее истребил и всякую святыню омрачил". В 1699 году наставник Феодосий вместе с последователями бежал из Новогорода и поселился в Речи Посполитой, в Невельском уезде близ деревни Русановой, где основал по строгому монастырскому уставу две обители - мужскую и женскую. В первой жило до 700 человек, а во второй – до 600. Федосеевцы отрицали брак, а блудников наказывали "не словом токмо, но и делом на теле жестоко". Пары, повенчанные в официальной Церкви, а затем перешедшие в старообрядчество, и после перекрещивания должны признаваться супружескими ("старожены"). Особо строго наказывали за рождение детей (таким именовали "новоженами"). В 1706 году, на собеседовании с поморцами, не было разрешено разногласие о надписи на титле (дощечке) Креста Христова (федосеевцы признавали только надпись "Iсусъ Назарянинъ, царь iюдейскiи"), после чего федосеевцы порешили иметь с поморцами "в молитвах, в ядении и питии разделение". В 1708 обитель вернулась в Россию (в Вязовскую волость), где чума в 1710 истребила почти всех ее насельников. Оставшиеся переселились на Ряпину мызу в Юрьевском уезде. В 1711 Феодосий был схвачен в Новгороде и скончался в темнице. Однако к этому времени федосеевское согласие распространилось не только по России, но и по Речи Посполитой (ныне Белоруссия, Латвия и Литва), где было основано множество федосеевских деревень.
В 1752 году в Польше состоялся Собор, окончательно сформулировавший учение последователей Феодосия Васильева. Собор установил чин приема поморских беспоповцев в Федосеевское согласие (триста земных поклонов) и принял ряд постановлений о браках. Было определено наказывать "старожёнов" за чадородие: за первого ребенка отлучать от соборной молитвы на полгода, за второго – на год, за третьего – на два года. Особо жестокое наказание было установлено для "новожёнов". Федосеевцам не разрешалось не только молиться с ними, но и жить под одною крышею, вместе ходить в баню, есть из одной посуды. Детей "новожёнов" не дозволялось крестить.
В 1771 году во время страшной эпидемии чумы в Москве купец Кавылин получил разрешение устроить возле с. Преображенского часовню и кладбище, которые стали новым федосеевским центром. Отсюда письменные и устные вразумления и поучения расходятся по России и за границу. Во второй половине 18-го века федосеевцы стали самым распространенным старообрядческим согласием в России, а до до 1820-1830-ых составляли абсолютное большинство беспоповцев за границей. В Прибалтике с 1820-1830-ых годов постепенно практически все федосеевские общины превратились в рижских федосеевцев или перешли в поморское брачное течение. В 1816 г. из-за выборов новых попечителей Преображенского кладбища возник сильный внутренний раздор. В 1847 г. Николай I насильственно подчинил "Преображенский богаделенный дом" гражданским властям, а в 1866 вся мужская половина была передана Никольскому единоверческому монастырю. Центром московских федосеевцев стала (и остается) Крестовоздвиженская часовня на бывшей женской половине. После дарования свободы совести в 1905 г. жизнь федосеевской общины вновь оживилась. По разным оценкам, до Первой мировой войны численность федосеевцев в Российской империи составляла от 2 до 2,5 миллионов человек. В 1907 году в стане федосеевцев произошло разделение - Казанские федосеевцы (калугуры, или кулугуры) отказались молиться вместе с московскими с 1907, как только Преображенская община начала допускать новоженов на общее моление, а с 1923 - и на исповедь. К этому добавились и различия в богослужебных уставах. По всей стране общины разделились на "московские" и "Казанские". Совесткая власть сильно ударила по федосеевцам, не давая им жить по старому укладу. На ряду с насильственным уничтожением согласия в 1920-1960-ых в СССР шел процесс "мягкого" слияние многих федосеевских общин с поморскими брачными (абсолютное большинство федосеевцев было поглощено поморскими общинами). С начала 1990-х, со смертью последней инокини Руфины, у федосеевцев прекратилось иночество.
В условиях религиозной свободы после 1991 вернулись к более строгой практике отношений к мирским социальным институтам и другими старообрядческими согласиями. С 1994 принимают к себе даже брачных поморцев только после перекрещивания. Преображенское кладбище с сентября 1995 года выпускает свой календарь. На территории России к 1996, вероятно, было лишь пять наставников (из них два в Москве и один в Казани). К середине 1990-ых группы федосеевцев существовали в Подмосковье (близ станции Конобеево около Воскресенска и в Серпухове), Казани, Тверской области, Саратове, Ульяновске, Астрахани, Кирове, Вятском районе (крупная община в с. Старая Тушка), Злынке (Брянская область), несколько общин в Нижегородской области (в основном, в Тонкинском районе - с. Тоникно, д. Бердники, с. Шахунское, п. Сейма), Самарской области (с.Кошки) и др. За границами России ныне имеется только небольшая община в с. Римши (Латвия) и Раюшская и Колецкая общины в Причудье (Эстония), которые входят в Союз старообрядческих общин Эстонии, а также община в Румынии (настоятель Петр).

Русановская обитель (1699-1708), Вязовская обитель (1708-1710), Ряпинская община (1711-1719)

Феодосий Васильев (1699 - 18 июля 1711)
Евстратий Федосеев (1711-1719)

Общий Пастырь Литвы и Курляндии (в Дегутях) (в 1823 приняли бессвященнословный брак)

Тит Антонович Танаев (1807 - сентябрь 1819)
Автоном Акиндинович Мышняков (сентябрь 1819 - 1823)

Московская Преображенская обитель (1771-

Попечитель

Илья Алексеевич Кавылин (1771 - 21 августа 1809)
Ефим Иванович Грачев (1816-
Тимофей Ефремович Соколов (-1845)
А. Никифоров (-1850)
Федор Алексеевич Гучков (1836-1854)
Константин Егорович Егоров (-1854)
Ефим Федорович Гучков (-1853)
Ефим Савельевич Егоров (уп.1882)

Председатель общины

Г.К.Горбунов (-1920)
Максим Сергеевич Сергеев (1929-1967)
Н. Ф. Михайлова (1945-1951)
Михаил Иванович Чуванов (1967-1988)
Андрей Иосифович Лобза

Главный наставник

Игнатий Трофимович (-1745)
Илья Иванович (1745-1771)
Трофим Иванович (1771-
Андрей Алексеевич (-1792)
Сергей Яковлевич (1792-1822)
Алексей Тимофеевич (1822 - 12 сентября 1837)
Симеон Кузьмич (-1854)
Георгий Гаврилович (ум.1880)
Александр Федорович (14 декабря 1881 - 3 марта 1883)
Василий Парфенович Санин (-1897)
Антоний Семенович (ум.1902)
Василий Тимофеевич Тимофеев (-1907)
Симеон Ерофеевич Грузинцев (-1910)
Федор Степанович Кузнецов (-1913)
Иван Васильевич Ильин (1948-1959)
Н. Д. Ващенко (ок.1960)
Афанасий Мокеевич Иванов

Казанская федосеевская община (1907-

Александр Евгеньевич Хрычев (уп.1996 -

Российский Совет Древлеправославной кафолической Церкви старопоморцев федосеевского согласия (сентябрь 2005 -

Афанасий Мокеевич Иванов (сентябрь 2005 -

Древлеправославная Старопоморская Церковь Федосеевского согласия (2013 -

Константин Викторович Кожев (2013 -

Ссылки

сайт Древлеправославной Кафолической Церкви (федосеевцев) (рус.)

назад ]
Иерархия церквей
Новости проекта
Гостевая книга
Словарь терминов
География
О проекте
Контакты
Карта проекта
Поиск
 
Религия и СМИ