назад ]

Древлеправославная Поморская Церковь Эстонии


Краткая история церкви

Русское население на территории востока современной Эстонии проживало с XII века. Первые старообрядцы из России появились в Южной Эстонии (Лифляндии) в конце XVII века. В 1711 году федосеевцами был основан Ряпинский монастырь, однако уже 1722 году ряпинские скиты были уничтожены окончательно. Часть разогнанных старообрядцев поселилась в соседних деревнях. В XVIII веке началось строительство староверческих деревянных молелен. Достоверно известно об открытии моленной в Кикита в 1740 году. В Южной Эстонии (Лифляндии) старообрядцы проживали компактно числом около 3000 человек в 19 деревнях по берегам Чудского озера в Дерптском уезде, В Северной Эстонии (в Эстляндской губернии) до середины XIX века староверческое население концентрировалось в двух основных центрах: на северо-западе - в Ревеле и на северо-востоке - вдоль северного побережья Чудского озера, а также в деревнях близ Нарвы. Репрессивная политика Николая I (закрытие моленных, аресты наставников) и массовое обращение старообрядцев в единоверие привело к значительному уменьшению числа старообрядцев в середине XIX века. После ослабления давления, количество старообрядцев вновь начало рости, стали открываться новые моленные. С 1907 по 1913 были официально зарегистрированы шесть общин (три поморских, две старопоморских и одна федосеевская), однако некоторые общины не стали регистрироваться.
После образования Эстонской республики старообрядцы оказались в положении относительной религиозной свободы. В течение неполных 20 лет прошло 14 Всеэстонских старообрядческих съездов. К 1926 году, согласно новому закону Эстонии об обществах, прошла перерегистрация 12 староверческих обществ (было построено несколько новых моленных), насчитывалось порядка 10 тысяч верующих. В 1928 году создана централизованная старообрядческая организация. Центральный Совет Старообрядческого Союза с 1928 г. находился в Тарту, с 1936 г. - в Таллинне и с конца 1938 - в Муствеэ. На 1936 год из двенадцати общин десять было поморскими и две федосеевскими. Во время Второй мировой войны староверы Причудья не раз страдали от военных действий - част старообрядцев репрессировали, вывозили, расстеляли, было уничтожено шесть моленных. Советский период еще сильнее ударил по общинам десятилетиями антирелигиозной пропаганды и ломкой традиционного уклада жизни. После того, как старообрядцы вновь получили возможность свободно исповедовать свою веру, их осталось всего около 5 тысяч человек, при этом молодежь в своем большинстве не воцерковленная; отсутствует старообрядческая печать. Воссозданный "Союз старообрядческих приходов Эстонии" насчитывает 11 общин (из них одна федосеевская). При этом во время переписи 2011 года старообрядцами себя указало всего 2605 человек старше 15 лет.

Центральный Совет в Эстонии (1928-1934) Союз старообрядческих общин Эстонии (1934-1940)

Ефрем Яковлевич Гришаков (19 июля 1928 - 20 октября 1930 и 12 июля 1931 - 24 июня 1936)
Петр Петрович Баранин (1930-1931 и 1936-1938)
Лаврентий Ефремович Гришаков (декабрь 1938 - июнь 1940)

Союз старообрядческих приходов Эстонии (1995-

Зосима Самсонович Иодкин (1995-1998)
Павел Григорьевич Варунин (1998-

назад ]
Иерархия церквей
Новости проекта
Гостевая книга
Словарь терминов
География
О проекте
Контакты
Карта проекта
Поиск
 
Религия и СМИ