назад ]

Евангелическо-реформатская церковь Литвы


Краткая история церкви:

Первые протестантские общины Великого княжества Литовского номинально были лютеранскими, однако на тот момент четкого вероисповедально разделения евангелических общин в Литве еще не было. Вскоре значительная часть общин приняло кальвинистские доктрины. С середины 16-го века, с обращением в протестантизм ряда влиятельных родов (самым значительным из которых были Радзивилы/Радвилы) протестанты начинают игарь значительную роль в управлении государством. А на принадлежащим обратившимся боярам землях активно развивается поддерживаемое ими реформатство (благодаря чему на территории страны образовались значительные "острова" реформатсткого учения). В 1557 году прошел первый Синод Евангелическо-Реформатской церкви в Вильне, а в 1558 второй в Бресте (позже церковь получила название Unitas Lituaniae - Литовское единство/единица). Церковь административно была разделена на два дистрикта, возглавляемых суперинтендентом - Виленский и Полесский (и охватывала территорию современных Литвы, Белоруссии и значительной части Украины). В 1565 году от реформатской церкви отделилась группа антритринитариев (также часто называемая Арианами и ли социанами), образовавшая собтсвенную церковь. После Люблинской унии (1569) и и начала усиления католической церкви блы предприняты попытки объединить реформатскую и лютеранскую церковь, однако они закончились неудачей.
К 1588 году распространение реформатства на территроии ВКЛ прекратилось, однако на уже занятых территориях оно крепко удерживало свои позиции. Однако претестантизм начал активно терять сторонников во властных кругах. Если в 1586 году 56,6% сенаторов были протестантами, то в 1606 их было уже лишь 36% (в 1660 не осталось ни одного), что позволило начать и законодательное давление на реформатскую церковь. В 1591 году на территории ВКЛ действовало около 200 реформатских церквей, которые были поделены на шесть дистриктов. В начале XVII века притеснение протестантов усилилось, участились погромы реформатских церквей, в 1632 году было запрещено строить новые протестантские церкви, а в 1668 запрещено переходить из католичества в протестантизм. Начался процесс передачи реформатских церквей католической церкви. Протестанские церкви стали исчезать, к середине XVII века действует всего 140 реформатских церквей, а на синоде 1748 года насчитано только 48 действующих приходов, в которых служило 40 пасторов.
После входжения большей части Великого княжетсва Литовского в состав Российской империи (1795) положение реформатской церкви не слишком изменилось - реформаты оставлись подчиненной государству общиной с ограниченными правами, однако их активное притеснение прекратилось еще в ВКЛ (с 1771 года). В 1799 году синод провел административную реформу (в связи с потерей некоторых приходов, оказавшихся в других государствах), ументьшив число дистриктов с 6 до 4. В 1801 году насчитывалось 20 приходов подчиненнный Виленскому синоду. Церковь продолжала потихоньку вымирать, так к концу XIX века осталось всего два дистрикта - Виленский и Жмудский и 12 приходов (два из которых номинальный - не насчитывающих ни одного верующего, и четыре действующих как филии более крупных приходов; таким образом было лишь шесть действующих крупных приходов) и около 12 тысяч верующих. В национальном отношении общины были разношерстными - значительная их часть была преимущественно литовскими, городские общины были польско-немецкие. В 1914 году в юрисдикции Виленского Синода находилось 20 приходов и общин (в Виленском округе 3 прихода и 11 филиальных общин; из них 4 на территории современной Литвы, семи на территории современной Беларуси, две в современной Украине и одна на территории современной Польши; 4 прихода и 2 филиальных общины в Самоготском округе, который охватывал территорию современной западной Литвы).
В 1919 году Виленский край был занят польскими частями и в 1922 году присоединен к Польской республике. Церковь была разделена между двумя государствами (Польшой и Литвой), которые даже не имели дипломатических отношений. В связи с этим и церковь была вынуждена разделиться на две части. Виленская часть приняла название "Синод Евангелическо-реформатской церкви Восточных провинций Польской республики", и объединял 7 приходов (из них 3 на Волыни). До начала 30-ых годов реформатская церковь в Польше работала в двух направлениях - усиливала внутреннюю консолидацию и добивалась юридического признания. В конце 20-ых годов было основано еще три реформатских прихода, в том числе один для воынских чехов. В то же время Синод принял в свой состав две общины в Виленской губернии - деревни Конна и Подболотье (ныне Зельвенский район, Гродненская область в Беларуси). Первая белорусско-православная, вторая польско-католическая. В каждой общине служил дьякон (экс-православный- Сергий Шведко и экс-католический Юзеф Яник), причем им был оставлен их родной обряд, с незначительными (догматически важными) изменениями, что прибавило синоду 500 человек верующих. В 1933 синодом в сой состав принимается Барбиконская община евреев-выкрестов, совершающих богослужение по англиканскому обряду, в которой служид священник Петр Городищ (ранее это была англиканская миссия среди евреев, присоединение к РЦ было с согласия миссии), также им был оставлен англиканский обряд и создан автономный дистрикт. Еврейскую общину вместе со священником нацисты уничтожили в декабре 1941. Реформатская церковь подвергалась нападкам со стороны католической церкви из-за своей политики разводов. Т.к. в католической церкви развод получить было крайне сложно, а институции гражданского развода не существовало, многие граждане польши переходили в реформатство, где получали церковный развод и могли снова жениться. Так Виленская община к середине 30-ых годов формально насчитывала 12 тысяч прихожан, однако всего более одной тысячи были действительными членами церкви, остальные, получив развод, служб не посещали.
В 1919 году литовская часть церкви провела Синод в Швобишкес (участвовало четверо пасторов) и объявила о переносе центра церкви в Биржай (где находился крупнейший приход с 5 тысячами верующих) и восстановлении использования исторического названия - Unitas Lituaniae. Церковь насчитывала 6 полноценныых приходов и 4 филии. В 1922 году биржайский Синод принял решение присоединиться к Всемирному Альянсу Реформированных Церквей и в 1924 году стал действительным членом этой организации. Первоочередной задачей церкви было восстановление и ремонт пострадавших во время войны церквей. Благодаря появлению теологического факультета в Каунасском университете число священнослужителей начали поплнять его выпускники, на последнем биржайском синоде 1940 года присутствовало уже 13 священнослужителей.
После начала Второй Мировой войны Вильнюс вновь оказался в составе ЛитвЫ. 23-24 июня 1940 года прошел объединительный синод обеих частей церкви, а уже 6 июля 1940 советское государство конфисковало все имущество церкви, все работники колегии были уволены. В феврале 1941 колегия объявила о своем роспуске, и в феврале-марте 1941 года примерно половина священников репатриировались в Германию. В июле 1941 года, после немецкой оккупации, коллегия восстановилась и был избран новый суперинтендент. В 1944 году, при подходе Красной армии примерно 3 тысячи реформатов и несколько священников бежали на запад, в Литве осталось только пять священников. Во время сталинских репрессий несколько тысяч реформатов были вывезены в Сибирь, и к 1953 году в Литве оставалось примерно 10 тысяч реформатов с четырьмя священниками и пятью действующими приходами. В 1962 умер священник Бальчакаускас, в 1964 суперинтендент Шярнас покинул свой пост и вообще церковь (что было использовано советской пропагандой), в 1968 умер священник Франкас, после чего у реформатской церкви остался только один священнослужитель Яшинскас, которого и избрали суперинтендентом. За советское время был рукоположен только один священник Чяпас, который покинул церковь уже в 1983 году.
Оставшись без священников реформаты попросили прислать в помощь лютеранского пастора, что и было сделано (он служил у рефрматов до 1993 года). Однако новый священник, желая более активного действия, вскоре пошел на конфликт с председателем консистории (мирянином), и в итоге создавнный в 1988 году синод не был признан колегией (которая, впрочем, вскоре самороспустилась). Также в 1988 году были воссозданы общины в Каунасе, Паневежисе и Вильнюсе, в 1989 вернулся к служению священник Чяпас и был рукоположен новый диакон. В 1995 году всего один священник и один диакон были вынуждены обслуживать аж 11 приходов с 10 тысячами верующих. С посвящением новых священников возникло трение внутри синода, которое закончилось в 2001 году расколом церкви. Молодые священники, считающие что необходимо ввести женское священство на очередном синоде в Биржай отстранили от управления церковью пастора Кведаравичуса. Суперинтендент Кведаравичус и колегия старого созыва этого синода не признала. Это раскололо крупные общины (Вильнюса, Каунаса, Биржай) на две части, тогда как меньшие региональные разделились между новыми центрами. С тех пор и по ныне обе реформатские церкви борятся за государственные дотации (которые в связи с конфликтом некоторое время не выделялись) и за исторические здания церкви (вопрос о принадлежности Каунасского храма пока остается нерешенным). На стороне старого суперинтендента Кведаравичуса остался один священник и пять общин. Новая власть, признавшая возможность женской ординации и возродившее историческое название Unitas Lituaniae насчитывает 10 приходов (с 7 священниками и одним диаконом, из них две женщины; три исторических храма). В 2004 году Unitas Lituaniae (которую признает Всемирный Альянс Реформированных церквей) избрала своего суперинтендента, который 28 августа 2008 года был рукоположен епископом (участвовали польский епископ Издебский, и епископы из Венгрии и Германии). Во время переписи 2001 года 7 тысяч человек назвали себя реформатами (впрочем, немало членов иных протестантских общин также причислили себя к реформатам, так что реальное их число немного меньше). В 2011 году суперинтендент Кведаравичус написал доверенность некоему Якову Строкову на продажу части церковной собственности. Строков имущество распродал и скрылся с деньгами. После данного инцидента оставшиеся с Альгимантасом Кведаравичусом общины потеряли к нему доверие, и 23 марта 2013 года был проведен внеочередной Синод церкви (причиной для его проведения являлась кончина предыдущего руководителя Консистории), в котором приняли участие и приходы, ранее поддерживавшие Кведаравичуса (впрочем, последний продолжает свою самостоятельную деятельность, не взирая на результаты Синода). На середину 2013 года ЕРЦЛ насчитывала 14 приходов.

Генеральный Суперинтендент Виленской Единицы

Александр Анишевский (1835-1844)
Рафал Довнар (1845-1853)
Михал Речинский (1855-1856)
Стефан Липинский (1857-1879)
Ян Мандзеловский (1880-1882)
Константин Мочульский (1883-1887)
Юзеф Гловацкий (1888-1893) (титуловался суперинтендентом)
Анджей Кадер (1894-1901)
Михал Ястржембский (1902-1938)
Константин Курнатовский (1938-1945) (в 1940-1945 в Швеции)
Повилас Якубенас (1940-1941)
Адомас Шярнас (1941-1964)
Повилас Яшинскас (1968-1982)
Альгимантас Кведаравичус (199*- (Евангелическо-реформатская церковь Литвы)
Римас Микалаускас (27 июня 2004 - 24 июня 2010) (Евангелическо-реформатская церковь Литвы - Unitas Lituaniae) (и.о. с 2001)
Томас Шярнас (24 июня 2010- (Евангелическо-реформатская церковь Литвы - Unitas Lituaniae, с 23 марта 2013 и ЕРЦЛ - Конистории)

Генеральный Суперинтендент Биржайского Синода

Вилюс Мешкаускас (1919-1922)
Повилас Якубенас (1922-1940)

назад ]
Иерархия церквей
Новости проекта
Гостевая книга
Словарь терминов
География
О проекте
Контакты
Карта проекта
Поиск
 
Религия и СМИ