назад ]

Краткая история Польской православной церкви


Православие сушествовало на польской земли еще до официального крещения Польши, т.е. до 966 года, благодаря миссии свв. Кирилла и Мефодия. Христианство пришло в пределы нынешней Польши с юго-запада, из Моравского княжества, с запада из Германских земель и с востока из Киевской Руси. Однако, более значительный след оставила политическая экспансия Польши на восток. До первой половины XI века рядом с иерархией латинской сушествовала иерархия славянская, а в Кракове все продолжали употреблять литургию западнего обряда на славянском языке. Эта практика прекратилось в XV веке. В XIII в. была учреждена православная епископская кафедра в городе Холме. После присоединения галицко-владимирской Руси королем Казимиром Великим эти православные земли попали под управление Польского государства. По просьбе короля Константинопольский париарх решил выделить православную митрополию. Патриарх возвел в сан митрополита Галицкого, королевского электа Антония. Митрополия охватывала епархии: Хельмскую, Туровскую, Перемышльскую и Владимирскую. В конце XVI века под влиянием Римо-католической церкви, которую поддерживал король Сигизмунд III Ваза была заключена Брестская уния с Римом. После раздела Польши уния сохранилась только на польских землях аннектированных Австрией. На польский территориях большая часть православных приходов образовалась в XIX веке, после возврата греко-католиков в православие. Также началась миграция царских чиновников вглубь Королевства Польского. Ситуация православных на польских землях изменилась в связи с началом Первой мировой войны, в 1915 году множетсво православных эвакуировались вглубь России, церковная жизнь почти полностью замерла. В 1918 году православные верующие начали возвращаться в Польшу и Московский патриархат благословил епископу Дионисию Валединскому организовать Полескую епархию.

После провозглашения независимости польская власть нуждалась в независимой от Русской православной церкви. На тот момент в Польше проживало от 3,5 до 5 миллионов православных. На территории государства оказались епархии Холмская, Варшавская, частично Виленская, Гродненская, а также часть Волынской и Минской. Идею автокефалии Польской церкви поддерживал и архиепископ Варшавский Георгий Ярошевский, который был незадолго до этого назначен на этот пост, и кторому была дана определенная автономия. Однако 6 февраля 1923 года архиепископ Георгий был убит противником автокефалии. Но это стало ударом не по автокефалистам, но по их противникам. Вскоре все епископские кафедры были заняты людьми, готовыми сотрудничать с властями. 12 апреля 1924 года, вслед за Константинопольской патриархией, в Польской православной церкви был принят новый календарь - так называемый новоюлианский. Нововведение активно помогали осуществлять польские чиновники, но многие священники и церковный народ был против календарной реформы. Подобных противников Польские власти подвергали преследованиям, однако степень сопротивления реформе на местах была очень высока. 26 августа 1924 года в Почаеве был созван Синод, на котором было решено проявить гибкость - там, где реформа была принята, оставить ее в действии, а противящимся разрешить совершать обряды по юлианскому календарю. 13 ноября 1924 года патриарх Константинополя дал благословение на автокефалию Польской церкви, а в следующем году был выслан соответствующий томос. Автокефалия Польской церкви была признана всеми православными церквями, кроме Русской. Церковь была разделена на 5 епархий - Варшавско-Холмскую, Волынскую, Гродненскую, Виленскую и Полесскую.

Проводилась в Польше и политика склонения православных в католичесество. Лучшим для этого способом считалась уния. Но чтобы она не сопровождалась украинизацией, новых униатов напрямую подчиняли местным латинским епископам и их приходы назывались Католическими восточно-славянского образца. Также нео-униаты сохраняли без изменений свою литургию (синодального образца). Однако успехи нео-унии были не очень велики - в 1931 году их было 27 тысяч, в 1932 - уже 24 тысячи. Одновременно, с 1926 по 1934 год проходил обратный процесс - возвращение лемков в православние (называемый католиками Тылавская схизма). Также активно проводилась полонизация населения - в 1933 в Белоруссии была запрещена проповедь на русском языке. Закон божий стали преподавать также на польском, была введена польская литургия. С 1937 на Волыни была разрешена литургия на украинском языке. Согласно переписи 1931 года в Польской республике проживало 3 миллиона 762 тысячи православных верующих (11,8% населения страны), на 1939 год Также велась компания по изъятию православных храмов - к 1929 у православной церкви было отнято 45% храмов, принадлежавших ей при царе. Мощнейший удар по православным был нанесен в 1938 году, когда в ходе агрессивной компании было уничтожено 127 православных храмов.

После раздела Польши в сентябре 1939 года епархии, оказавшиеся на территории CCCР вошли в состав РПЦ. За что, что м.Дионисий в начале войны призвал к борьбе против немецких захватчиков, был немецкой администрацией отстранен от управления церковью (которая, фактически, сократилась до размеров одной Варшавской епархии). Управление православной церковью на оккупированной территории было передано архиепископу Берлинскому и Германскому Серафиму (Ляде). 23 сентября 1940, подписав декларацию о лояльности генерал-губернатору Польши Г. М. Франку, митрополит Дионисий вернулся к управлению церковью, и было объявлено о создании "Автокефальной Православной Церкви в Генерал-Губернаторстве" под предстоятельством м.Дионисия, было создано и две новые епархии - Холмско-Подляшская и Краковско-Лемковская епархия. В 1944 году существующая структура церкви перестала существовать.

После окончания немецкой оккупации (еще во время войны на территории Польши) митрополит Дионисий перебрался на освобожденную территорию и заявил о поддержке новых властей. В апреле 1948 года м.Дионисий отстранен от управления церковью, была создана временная Правящая коллегия, также была провозглашена автокефалия Польской церкви (на этот раз признаваемая РПЦ). Константинополь продолжал признавать законной автокефалияю 1924 года, а митрополитом Варшавским считал м.Дионисия до его кончины в 1960 году. На момент повторного провозглашения автокефалии Польская церковь (с весьма изменившимися границами) насчитвала три епархии и порядка 169 приходов. Позже (в 1952, 1983 и 1989) были выделены еще три епархии. Также в 1948 была упразднена греко-католическая церковь, а ее приходы присоединены к православной. В 1980 году, согласно официальной статистике, церковь насчитывала 231 приход и 292 священнослужителя. После падения советского режима церковь начала активно расти (не смотря на восставновление греко-католических структур). Церковь насчитывает 410 церквей, 250 приходов и 259 священников. Верующих насчитывается около 570 тысяч. В жизни церкви преимущественно используется юлианский календарь (в 96% приходов), хотя некоторое число приходов перешло на новоюлианский. 18 марта 2014 года Собор Епископов отозвал решение 1924 года о переходе на новоюлианский календарь (оставив при этом право приходам, живущим по новоюлианскому и далее им пользоваться). Наиболее почитаемое место - это св. гора Грабарка. Главные святыни: мощи св. муч. младенца Гавриила заблудовского, свщмуч. Максима горлицкого, мучеников холмских и подляских, чудотворные иконы Божией Матери, нп. Супасльская, Бельская, Белостокская, Холмская, Люблинская, Яблочинская, икона св. Онуфрия Великого и др.

назад ]
Иерархия церквей
Новости проекта
Гостевая книга
Словарь терминов
География
О проекте
Контакты
Карта проекта
Поиск
 
Религия и СМИ